Крестовина

Крестовина — часть конструкции стрелочного перевода или глухого пересечения путей, служащая для прохода гребней бандажей колёсных пар в местах перекрещивания двух рельсовых нитей В соответствии с углом, образуемым пересекающимися нитями, различают острые и тупые крестовины. Острая крестовина состоит из сердечника и двух усовиков. Точка пересечения рабочих кантов сердечника наз. математическим центром крестовины  (рис. 1, а). Самое узкое место между рабочими гранями усовиков — горло крестовины. Между горлом и практическим остриём сердечника, на котором гребни колёс не направляются рельсовыми нитями, образуется мёртвое пространство, наз. также вредным. Направление колёс на этом участке осуществляется контррельсами. Длина вредного пространства зависят от ширины горла и марки крестовины. Для безопасности прохода колёс по крестовины необходимо, чтобы расстояние между рабочими гранями контррельса и усовика было не более 1435 мм (чтобы колёсные пары не заклинивались), а между рабочими гранями контррельса и сердечника крестовины — не менее 1474 мм (чтобы гребни колёс не нажимали на сердечник). Тупая крестовина (рис. 1, б) состоит из усовика, двух сердечников и контррельса. Матем. центр тупой крестовины находится в точке пересечения рабочих кантов усовика. В одиночных обыкновенных и симметричных стрелочных переводах устанавливают острые крестовины, в перекрёстных стрелочных переводах и глухих пересечениях путей — две острые и две тупые крестовины. Используют крестовины с подвижными элементами (усовиками и сердечником) и с неподвижными элементами, или жёсткие крестовины. (рис. 2).
Жёсткие крестовины
Рис. 2, Жёсткие крестовины: а — сердечник отлит заодно с наиболее изнашиваемыми частями усовиков;    
крестовины
Ранее широко применялись жёсткие крестовины, собранные из отрезков рельсов, с литыми сердечниками. Ликвидировать вредное пространство и обеспечить непрерывность поверхности катания колёс в пределах крестовины (перекатывание с усовика на сердечник и обратно) позволяют острые и тупые крестовины с подвижными элементами (рис. 3 и 4). Широкое распространение получили жёсткие крестовины, в которых сердечник отлит совместно с наиболее изнашиваемыми частями усовиков. На участках с высокими скоростями движения (до 160 км/ч) по прямому направлению применяют цельнолитые крестовины., а также крестовины с подвижными элементами (на отечественных железных дорог в основные с подвижными сердечниками), допускающие движение поездов по прямому направлению со скоростью до 200 км/ч и более. Перевод подвижного сердечника осуществляется переводным механизмом, синхронизирующим положение подвижного сердечника и положение остряков стрелок.

Тупая крестовина с подвижным сердечником

литой усовик
Рис. 4. Тупая крестовина с подвижным сердечником: 1 — подвижный сердечник; 2 — литой усовик; 3 — переводная тяга.
По очертанию в плане бывают прямолинейные крестовины, являющиеся универсальными, и криволинейные. Крутизну К. в плане определяет угол крестовины — угол а между её рабочими кантами. Тангенс этого угла в виде простой дроби называют маркой крестовины.

 
« Костылевыдёргиватель   Кривые малых радиусов »
железные дороги