Контррельс  — дополнительный рельс, уложенный внутри рельсовой колеи параллельно основные путевым рельсам на некотором от него расстоянии; служит для направления и ограничения поперечного смещения в колее колёсных пар подвижного состава. Контррельсы укладывают на стрелочных переводах, глухих пересечениях путей, мостах, путепроводах, переездах, на участках пути кривых малых радиусов, а также на путях, расположенных под путепроводами и пешеходными мостами с опорами стоечного типа при расстоянии от оси пути до опоры менее 3 м. Концы контррельса намостах, путепроводах, под путепроводами и пешеходными мостами сводят "челноком" (рис. l). В крестовинах стрелочных переводов и глухих пересечений контррельса направляют колёса подвижного состава в соответствующие желоба (пространство между контррельсом  и основным рельсом) крестовин и предохраняют остриё сердечника крестовины от ударов и давлений гребней колёс.

Контррельс

В стрелочных переводах применяются контррельсы специального профиля (рис. 2). В кривых малых радиусов контррельсов укладываются или только у внутреннего нити пути, или одновременно у внутреннего и наружной для уменьшения боковых давлений на наружный рельс (и его бокового износа), а также обеспечения безопасности движения по колее, имеющей ширину большую, чем установлено нормами.

профиль контррельса