Главная >> Железнодорожный путь >> Комбинированный отвод воды от земляного полотна

Комбинированный отвод воды от земляного полотна

В некоторых специальных случаях устраивают комбинированный отвод воды, применяя как поверхностный, так и подземный водоотвод. С подобными случаями приходится сталкиваться, например, при решении вопросов отвода воды с территории грузовых, участковых и заводских станций, при дренировании переездов и железнодорожных пересечений и т. д. В этих случаях поверхностная вода собирается и отводится лотками и через водоприемники с отстойниками сбрасывается в специальные подземные коллекторы.
Между станционными путями нельзя устраивать открытые канавы, так как они мешают работе станционных агентов и нарушают безопасность их работы. Для отвода поверхностных вод станционным площадкам придают поперечный уклон в обе стороны от среднего паркового пути или от горочного пути до бровки земляного полотна, или же по всей длине станции через определенные промежутки укладывают поперечные водосборные коллекторы, вода к которым подводится продольными лотками, устраиваемыми на междупутьях с уклонами к поперечным коллекторам.
Эти сооружения являются постоянными, поэтому в проектах станций необходимо предусмотреть рабочую силу нужной квалификации и материалы для их осуществления, а также оценивать возможность их устройства с точки зрения будущего развития станции.
Комбинированный отвод воды часто применяют около пассажирских платформ, где между краем платформы и концами шпал ближайшего пути обычно укладывают коллектор в виде перфорированной трубы из гофрированного железа. Вода к коллектору собирается системой поперечных лотков, соединенных с ним через приемники с отстойниками. На многопутных пассажирских станциях коллекторы укладывают на междупутьях.
Комбинированный водоотвод постоянно применяют также для осушения подрельсовой части переездов и железнодорожных пересечений, так как хороший дренаж основания этих сооружений обеспечивает снижение затрат на их содержание. В этих случаях подземный водоотвод нередко требует специального надзора, чтобы обеспечить исправное состояние его выпусков.

Укладка дренажных труб.

Хорошая работа дренажа определяется возможностью и условиями поступления воды в дренажные трубы, поэтому способы укладки труб и заполнения дренажа при его сооружении приобретают особое значение. Дренажные траншеи роют шириной от 46 до 76 см и несколько глубже проектных отметок трубы (обычно на 15 см). Дно траншеи засыпают хорошо дренирующим материалом, на который укладывают дренажные трубы. После этого трубы и траншею доверху засыпают крупным дренирующим материалом с тщательной трамбовкой. Чтобы создать обратный фильтр, вдоль стенок траншеи отсыпают слой мелкого чистого песка. Назначение обратного фильтра — предохранять дренирующий заполнитель от засорения глинистыми и пылеватыми фракциями, что является наиболее частой причиной нарушений работы дренажей. Применение в качестве дренажного заполнителя вынутого из траншеи грунта не допускается.
В поперечных прорезях обычно укладывают дренажные трубы диаметром 152 мм, такие же трубы укладывают в продольных дренажах при длине их не более 150 м. При удлинении дренажей и увеличении притока воды диаметр дренажных труб увеличивают до 203, 254 и 305 мм.

Гончарные дренажные трубы.

Для укладки в дренажах часто применяют прочные, хорошо обожженные, глазурованные гончарные трубы с раструбами на одном конце. Трубы укладывают в дренаже раструбами против течения воды, а конец крайней у начала дренажа трубы заглушают, чтобы предохранить дрену от заиливания.
Для укладки в дренажах применяют как круглые, так и полукруглые гончарные трубы в виде желоба, закрытого сверху. Диаметр труб колеблется от 100 до 610 мм, а длина — от 610 до 762 мм. Для соединения труб применяются различные фасонные части: колена, тройники и крестовины. Раструбы в стыках закрывают жгутами из травы или сена, это, обеспечивая фильтрацию воды, предохраняет стыки от поломки. В плывунах стыки заделывают цементом.
Гончарные трубы, как не поддающиеся коррозии, особенно пригодны для дренирования минерализованных вод, например вблизи угольных месторождений или при балластировке путей паровозным шлаком. Большинство дорог применяет для дренирования гончарные трубы двойной прочности, но при пересечении дренажем путей обычно укладывает чугунные трубы или трубы из гофрированного железа.

Трубы из гофрированного железа или стали.

Для укладки в дренажах применяют круглые металлические трубы, изготовленные из гофрированных железных или стальных оцинкованных листов или из легированной стали. Сортаментом предусмотрены диаметры труб от 152 до 914 мм и длина до 6,10 или до 9,14 м.
Обычно на одной трети по окружности трубы просверлены отверстия диаметром 9,5 мм, расположенные продольными рядами, с расстоянием 38 мм между центрами отверстий в трубах с круговыми волнами и 25 мм между центрами отверстий в трубах со спиральными волнами. Отверстия кончаются на расстоянии 100 мм от конца трубы. Применяются гофрированные трубы и без отверстий. Стыки уложенных труб перекрываются гофрированными же муфтами шириной 178 мм для труб диаметром от 152 до 762 мм включительно и шириной 305 мм для труб диаметром 914 мм.
Эти трубы имеют относительно небольшой вес и легко поддаются транспортировке. Их укладывают перфорированной поверхностью к грунту и концом, оканчивающимся волной меньшего диаметра, вниз по течению воды. Укладка трубы перфорированной частью вниз предохраняет ее от засорения глинистыми, пылеватыми и мелкопесчаными частицами. Однако при укладке труб в грунтах, где возможна утечка отводимой воды, трубы укладывают отверстиями вверх или применяют несверленые трубы.
Хотя гофрированные трубы изготовляются из оцинкованного железа, для уменьшения коррозии их часто покрывают снаружи битумом. В том случае, когда основным назначением трубы является транспорт воды, применяют трубы без отверстий, но с битумной обмазкой нижней трети трубы.

Трубы из пористого бетона.

Для укладки в дренажах применяют также трубы из пористого бетона со стенками установленной толщины. Поры бетона достаточно велики для фильтрации через стенки воды, однако пылеватые частицы не могут сквозь них проникнуть. Такие трубы применяются длиной 0,60 м при диаметре 100 и 200 мм, 0,75 м при диаметре 152 мм и 0,90 м при больших диаметрах — до 610 мм включительно.
Трубы с одного конца снабжены раструбом и соединяются между собой впритык, без применения раствора или какой-либо специальной обмазки. Раструбы для повышения их прочности изготовлены из плотного, а не из пористого бетона. Для соединения этих труб также применяются колена, тройники, крестовины и другие фасонные части.

Машины для рытья траншей.

При сооружении дренажей наибольшую стоимость работ составляют расходы на рабочую силу, основную часть которых, в свою очередь, составляет стоимость рытья траншей. Стоимость земляных работ можно значительно снизить, применяя для рытья траншей, особенно для продольных дренажей, специальные машины или экскаваторы.
Для рытья траншей применяют различные машины на гусеничном или на колесном ходу. Обычно для рытья дренажных траншей применяют машины на гусеничном ходу, так как они обеспечивают достаточную ширину траншеи для возможности работы в ней рабочего по укладке труб. Ширина же траншеи, получаемая при работе машин на колесном ходу, слишком мала для производства в ней работ, поэтому такие машины лучше приспособлены для укладки труб небольшого диаметра, которые соединяют между собой на поверхности земли в длинные плети, или для прокладки подземных электрических и телеграфных кабелей.
Одной из машин для рытья траншей является колесноковшовый экскаватор. Машина имеет большое рабочее колесо с прикрепленными на его окружности ковшами. Колесо опускается и поднимается на вертикальной стреле при помощи гидравлического управления, так что траншее можно придать любой требуемый продольный уклон. Колесо, вращаясь с переменной скоростью до 11,25 об/мин, приводит в действие ковши, которые роют траншею. Вынутый грунт поступает на поворотный ленточный транспортер, который может сбрасывать грунт в любом направлении.
Эта машина роет траншею шириной от 0,41 до 0,66 м в зависимости от размера ковшей и глубиной до 1,75 м со скоростью от 0,30 до 7,62 м/мин.
Другой тип машины для рытья траншей представляет собой многоковшовый экскаватор на гусеничном ходу. Наклоненная под углом к вертикали ковшовая рама с ковшами может перемещаться вверх и вниз по вертикальной стреле. Это позволяет производить рытье траншеи под рельсами, под фундаментами зданий или под другими препятствиями. Ковши разгружаются на лен точный транспортер, который подает грунт в вагоны или в отвал по любую сторону машины. Эта машина может копать траншею шириной от 0,33 до 0,61 м и глубиной до 2,5 м. Машина снабжена приспособлением для выдерживания проектного продольного уклона дна траншеи.
Еще один тип траншеекопателя монтируется в виде рабочего органа на колесном тракторе. Он также представляет собой многочерпаковую машину, укрепленную на стреле, которая может опускаться и подниматься, обеспечивая глубину рытья траншеи от 0,43 до 1,63 м при ширине от 0,15 до 0,36 м. Вынутый грунт отбрасывается в сторону вращающимся шнеком. Одноковшовые обратные лопаты могут рыть траншеи шириной от 0,48 до 1,52 м и значительно большей глубины, чем это обычно требуется для дренажей.

 
« Классификация моторных дрезин   Кондиционирование воздуха »
железные дороги