Горный тоннель

Горный тоннель — тоннель для преодоления железной дорогой высотного препятствия (горного хребта или водораздела). Горные тоннели используют также для развития железнодорожной линии в сложных горных условиях, когда удлинение пути с целью сохранения заданного уклона выполняется под землёй в виде петлевого или спирального тоннеля.
При прокладке горных тоннелей выработку разрабатывают по частям на глубину в несколько метров (см. рис.) и закрепляют временной крепью (горный способ). Сначала проходят ниж. штольню, затем разрабатывают верх, часть — калотту, далее освобождают от породы середину ниж. части — штроссу и заканчивают разработку породы в одном поперечном сечении в боковых частях выработки — боковых штроссах. В освобождённой от породы выработке сооружают обделку тоннеля (обычно из монолитного бетона). Значительно реже для горных тоннелей применяют обделки из сборного железобетона или из чугунных тюбингов.

Схема очерёдности разработки выработки горного тоннеля
Схема очерёдности разработки выработки горного тоннеля:
1 — нижняя штольня; 2 — калотта; 3 — штросса; 4 — боковая штросса.
Крупные горные тоннели: на Кавказе — под Сурамским перевалом (дл. ок. 4 км), на Байкало-Амурской железной дороги— Северо-Муйский тоннель (15,3 км), в Альпах — Сен-Готардский тоннель (ок. 15 км).

 
« Глухое пересечение путей   Городской мост »
железные дороги