Главный путь

Главный путь — железнодорожный путь на перегоне, предназначенный для движения организованных поездов, а также путь раздельного пункта, являющийся продолжением путей прилегающих перегонов. Поезда, следующие через раздельный пункт без остановки, пропускаются, как правило, по главному пути, поэтому, в отличие от др. путей раздельных пунктов, верхнее строение главного пути устраивается того же типа, что и на перегонах (см. Верхнее строение пути).
В зависимости от числа главных путей различают однопутные, двухпутные и многопутные ж. д. На однопутной железной дороги движение поездов по главному пути осуществляется в обоих направлениях со скрещением встречных поездов на станциях и разъездах. На двухпутной железной дороги по каждому главному пути движение поездов осуществляется нормально только в одном направлении. На многопутных  железных дорог специализация главного пути устанавливается в зависимости от характера поездопотоков по направлениям.
Новые ж. д. с большими начальными размерами перевозок сооружаются сразу двухпутными. Если по размерам предстоящих перевозок второй главный путь не требуется в начальный период эксплуатации, а намечается в ближайшие 10—15 лет, то при строительстве ж. д. земляное полотно, малые искусств, сооружения и опоры больших мостов сооружаются под два главных пути, а верхнее строение второго главного пути укладывается на последующем этапе эксплуатации. В остальных случаях новые ж. д. сооружаются, как правило, однопутными.
Сооружение второго главного пути на существующей однопутной железной дороги при оборудовании линии автоматической блокировкой в 3—4 раза увеличивает её пропускную способность. Из-за больших капиталовложений и значит, сроков строительства сплошного второго главного пути в ряде случаев второй главный путь сооружают поэтапно: вначале на отд. перегонах, ограничивающих пропускную способность ж. д., а затем — на остальном протяжении линии. Пропускную способность однопутной железной дороги более чем в два раза увеличивают двухпутные вставки протяжённостью 5—6 км, на которых организуется безостановочное скрещение поездов. Для обеспечения безостановочного (сокращения время хода) пары поездов между осями двухпутных вставок должно быть одинаковым.
Второй главный путь, как правило, сооружается на том же земляном полотне, что и уже существующий путь. В неблагоприятных инженерно-геологич. условиях (оползневый косогор, болота) с целью сохранения устойчивости существующего земляного полотна, а также на подходах к мостам, которые по условию их строительства располагаются на увеличенном расстоянии от оси существующего пути, второй главного пути располагается на отдельном земляном полотне. В обоснованных технико-экономических расчётами случаях на втором главном пути принимают более пологий руководящий уклон, чем на существующем, и тогда на участках, где необходимо дополнит, развитие линии, второй главный путь сооружают по самостоятельной трассе. Для улучшения эксплуатационных показателей ж. д. в ряде случаев второй главный путь на отд. участках сооружают на самостоятельном земляном полотне по спрямлённой трассе. Иногда по спрямлённой трассе возводят земляное полотно под оба главных пути
При сооружении второго главного пути на общем земляном полотне с существующим из условий удобства эксплуатации оба пути располагают в одном уровне. При проектировании второго главного пути его продольному профилю придают очертания, соответствующие действующим на этот период нормам, и иногда отличающиеся от очертаний профиля существующего пути, поэтому при сооружении второго главного пути может возникнуть различие в уровнях путей. При разности уровней (по головкам рельсов) не более 10—15 см, как правило, допускается эксплуатация до очередного капитального ремонта существующего главного пути, при котором его уровень приводится в соответствие с уровнем второго главного пути При превышении указанных предельных значений одновременно с сооружением второго пути существующий главный путь реконструируют, и оба пути располагают в одном уровне. Для устранения разности уровней 30—40 см и более в ряде случаев с целью сохранения откоса существующего земляного полотна со стороны, противоположной сооружаемому пути, смещают ось существующего главного пути в сторону второго пути.
Сторонность второго главного пути относительно существующего может быть обусловлена при сооружении однопутной ж., д. расположением резервов, кавальеров, линии связи, опор контактной сети. При выборе сторонности второго главного пути исходят из обеспечения наименьшего объёма строит, работ, облегчения условий строительства и требований безопасности движения поездов при производстве работ. На устойчивых косогорах для уменьшения объёма земляных работ в случае преобладания насыпей второй главный путь располагают с верховой стороны косогора, а в случае преобладания выемок — с низовой. При пересечении больших водотоков второй главный путь обычно сооружается ниже по течению, что позволяет сохранить на мостовом переходе верховые струенаправляющие  дамбы и траверсы. На раздельных участках второй главный путь обычно располагаются со стороны, противоположной грузовым устройствам.

 
« Главная ферма моста   Глухие пересечения »
железные дороги