Главная >> Железнодорожный путь >> Гидроизоляция искусственных сооружений

Гидроизоляция искусственных сооружений

Гидроизоляция искусственных сооружений — нанесение водонепроницаемой плёнки (или слоя) из строительных материалов на поверхности несущих (бетонных или металлических) конструкций искусств, сооружений ля предохранения их от воздействия влаги.
В железнодорожном строительстве гидроизоляции искусственных сооружений подвергают балки, арки пролётных строений мостов, поверхности водопропускных труб и обделок тоннелей, каналов, акведуков и т. п. По гидроизоляционному слою вода отводится через водоотводные трубки либо др. естественным или искусств, путём. Гидроизоляция   бетонных конструкций предупреждает выщелачивание бетона и ржавление арматуры; гидроизоляция   металлических изделий уменьшает или исключает их коррозию. Все эти явления могут стать источником потери несущей способности конструкций или привести к разрушению искусств, сооружения. В акведуках, мостах, каналах нарушение гидроизоляции также связано с потерями воды и с нежелательным воздействиями на проходящий под ними железнодорожный подвижной состав.
Гидроизоляцию осуществляют способом обмазки, обклейки, нагнетания сплошной обшивки и т. п. Для обмазки используют битум или пропитанные им ткани, бумагу, синтетические материалы. При горячей битумизации раствор нагнетается в зазор между породой и обделкой тоннеля, между изоляцией и ж.-б. «рубашкой», укладывается по дну балластного корыта моста и т. п. Для гидроизоляции элементов мостов и тоннелей применяют также краски на основе вододисперсионного эпоксидного негорючего материала. Кроме битумного используют и др. растворы, полимерные материалы и синтетические смолы, которыми заполняют пустоты между тоннельной конструкцией и породой. Применяют хим. закрепление и уплотнение пород.
Оклеечная гидроизоляция представляет собой водонепроницаемую мембрану из рулонных материалов, наклеиваемых на поверхность обделки тоннеля при помощи асфальтобитумных мастик-клеемасс. В тоннелях, сооружаемых открытым способом, мембрана покрывает наружную поверхность тоннеля (наружная гидроизоляция). Мастики наносятся и на внутреннего поверхность обделки (внутренняя гидроизоляция). Для восприятия действующего напора воды в тоннелях устраивают внутреннего ж.-б. оболочку — «рубашку». Для гидроизоляции применяются также рулонные материалы на различных основе; картонной (рубероид, пергамин, гидроизол), тканевой (метронзол, метробит, гидростеклоизол) и металлической (металлоизол). С наружной стороны оклеечная гидроизоляция покрывается защитным слоем (стяжкой). В качестве наружной гидроизоляции подводных тоннелей, сооружаемых методом опускных секций, применяется сплошная обшивка наружного контура обделки металлической листами толщ. 6—8 мм. Для тоннелей, сооружаемых закрытым способом, используется гидроизоляции из эпоксидно-фурановой мастики или др. материалов, которые наносят на предварительно выровненную обнажённую породу до возведения обделки. При сооружении тоннелей в водоносных породах с обделкой из чугунных тюбинговых колец гидроизоляции осуществляется в швах между тюбингами, в болтовых соединениях и в отверстиях для нагнетания раствора за обделку.
Основным требования к гидроизоляции искусственных сооружений — достаточная эластичность допускающая перемещение звеньев труб, мостов, обделки тоннелей под нагрузкой и в результате температурных воздействий, и упругость, исключающая развитие остаточных деформаций в гидроизоляционном слое при перемещениях. Гидроизоляция — дорогостоящая защита, ремонт гидроизоляционной плёнки затруднён и трудоёмок, т. к. она закрыта слоем балласта или грунта. Для восстановления гидроизоляции искусственных сооружений на железнодорожных мостах через специальные трубки производят инъектирование в балласт состава на основе синтетических смол. При ремонте тоннелей водопроницаемые породы защищают вспененными бентонитовыми суспензиями с добавкой жидкого стекла.

Лит.: Ледяев А. П., Захаров Е. М. и др., Современные методы гидроизоляции транспортных сооружений.

 
« Гидравлический расчет водопропускных сооружений   Гидроизоляция мостов и подпорных стен »
железные дороги