Главная >> Железнодорожный путь >> Геодезические работы

Геодезические работы

Геодезические работы — проводятся при изысканиях железных дорог районах пролегания будущей трассы с целью получения информации об особенностях рельефа, привязки трассы и разики мест расположения железнодорожных зданий и сооружений; при реконструкции ж. д; и строительстве вторых путей осуществляют съём  существующего пути.
Геодезические работы, проводимые для окончательно выбранного варианта, заключаются в разметке всей трассы на пикеты с использованием различных геодезия, инструментов. Геодезические работы помощью теодолита определяют углы поворота трассы, светодальномерами измеряют расстояния между вершинами них углов.
В ходе этих работ создают также пост, планово-высотное съемочное обоснование, прокладывая в 30—50 м от трассы магистраль, закреплённую пост, знаками через 400—500 м. Для проектирования примыканий к ж. д. съездов, парков путей и поворотных устройств производят съёмку предполагаемых участков в масштабах 1:500—1:1000.
Геодезические работы при строительстве ж. д. начинают с восстановления трассы. Затем осуществляют контрольные измерения углов поворота трассы, простановку пикетов, определяют превышения. В этот же период на местность переносят оси искусств, сооружений, элементы путевого развития, различных проектные отметки, уклоны. Детальную разбивку земляного полотна начинают с обозначения точек продольного профиля пути через 20—40 м и плюсовых точек превышений, вправо и влево от которых откладывают проектные расстояния до характерных точек поперечника. Выполняют детальную разбивку круговых и переходных кривых. Все точки земляного полотна на каждом пикете закрепляют парными выносными знаками, устанавливаемыми по теодолиту перпендикулярно трассе на расстоянии 30—50 м. Они образуют параллельную продольную ось, необходимую для восстановления оси земляного полотна, границ откосов и разбивки водоотводов; отметки этих знаков служат временными реперами. По земляному полотну производят исполнит, съёмку: с помощью инструмента восстанавливают продольную ось, на пикетах и переломах продольного профиля проверяют проектные размеры, крутизну откосов и отметки точек. При строительстве используют также лазерные визиры, нивелиры и теодолиты, которые позволяют устанавливать в проектное положение или вести выверку одновременно большого числа точек трассы. При детальной разбивке верхнего строения пути используют теодолит. Для определения проектного положения рельсов по высоте с учётом возвышения наружных рельсов над внутренними на криволинейных участках применяют нивелир. При исполнит, съёмке ж.-д. путей определяют координаты и закрепляют центры стрелочных переводов, вершин углов поворота, элементы кривых и осуществляют нивелировку пути по поперечникам через 50 м.
Разбивку оснований железнодорожных зданий и сооружений, их основных осей и характерных точек производят способом прямоугольных и полярных координат, линейных, угловых и створных засечек. Проектные отметки выносят с помощью нивелира. При установке колонн, опор контактной сети и линий связи вертикальность проверяют теодолитом.
Геодезические работы при реконструкции ж.д. и сооружении вторых путей ведут с учетом особенностей существующего пути. При использовании крупномасштабных аэрофотоснимков местности на них определяют углы поворота хорд прибором для съёмки кривых ПСКА, обеспечивающим достаточную точность измерений. Одновременно с этим составляют план пути и участков местности с постройками и зданиями путевого хозяйства. Координаты точек, размер междупутий, габариты приближения строений и т. п. определяют фотограмметрия, методом. При наземной съёмке кривых используют рулетку или теодолит и нивелирную рейку со спец. башмаком (способ И. В. Гоникберга), а также электронный тахеометр, которым выполняют съёмку кривой в произвольной системе координат с последующим расчётом на ЭВМ.
Геодезические работы осуществляют и при строительстве мостов и др. искусственных сооружений. Длину мостового перехода определяют светодальномером. При разбивке мостов по высоте устанавливают реперы: для мостов дл. 50—300 м на каждом берегу не менее одного, для мостов дл. более 300 м — не менее двух. Для «передачи» высот через реки применяют геометрия., тригонометрия, или гидростатическое нивелирование. Разбивку центра фундамента опоры моста выполняют засечкой не менее нем из трёх исходных пунктов. Разбивку рамных каркасов свай-оболочек или кессонов на плаву производят тремя теодолитами, установл. на опорных пунктах для наблюдения за положением центра фундамента, и четвертым, ориентированным по оси моста, для слежения за его разворотом. Эффективно применение системы светодальномер — лазер.

При разбивке тоннелей магистральных железных дорог и метрополитенов геодезические работы производят на поверхности земли; строят геодезия, сеть для передачи координат и отметок ко всем порталам, стволам, штрекам. В этом случае плановым обоснованием является триангуляция (горизонтальная съёмка расположения опорных точек) или линейно-угловая сеть, сгущаемая (прокладываемая) полигонометрией в непосредственной близости от выработок. При пробивке тоннелей по мере продвижения по забою через порталы прокладывают т. и. полигонные ходы (от пунктов к.-л. наземной основы) вплоть до момента сбойки встречных тоннелей. При строительстве тоннелей через вертик. стволы в забой с поверхности передают плановые координаты, дирекционный угол (ориентирование) и отметки. По мере продвижения по забою прокладывают подземные полигонометрич. ходы и ведут нивелировку, обеспечивающие проходку щита в плане и по высоте до осуществления сбойки. Для контроля ведения щита находят применение лазерные геодезические приборы. При прокладке железнодорожных линий в тоннелях геодезические работы включают разбивку облицовки и порталов тоннеля, оси пути и объектов путевого хозяйства, наблюдения за деформациями пород при его проходке.

 
« Газообогрев стрелочных переводов   Гидравлический расчет водопропускных сооружений »
железные дороги