Депо

Депо (франц. depot, букв.— склад, хранилище) — предприятие, предназначенное для обеспечения эксплуатации и ремонта подвижного состава: локомотивов, вагонов, моторвагонных секций магистральных  железных дорог и метрополитена, трамваев.
Первые здания для обслуживания локомотивов и вагонов появились с началом эксплуатации ж. д. Одновременно со строительством первой в России Царскосельской железной дороги (1836—38) были сооружены первые депо — здания с примитивным оборудованием (паровозный сарай, сарай для вагонов). При прокладке Петербург-Московской железной дороги (1851) на ст. Москва были созданы вагонные мастерские, для которых построено кирпичное здание дл. 125 м и шир. 15 м. Внутри помещалось три колеи, на которых могло разместиться 6—7 вагонов. По существу это было депо, которое в 1869 выделилось в участок тяги. Рост объёма перевозок на магистрали вызвал технического перевооружение вагонного хозяйства. В результате расширения депо (пристройка подсобного помещения) производственная площадь увеличилась в 2 раза. В 1910 вагонное депо стало самостоятельным предприятием, выделившись из участка тяги.
В 1869 в Харькове возведён паровозный сарай, в котором разместилось 6 токарных, сверлильных и один строгальный станок. Стойловые части были оборудованы для паровозов типа 1—2—0 «Русак» и 1—2—0 «Струве». На станции Таллинн в 1870 были построены мастерские для ремонта подвижного состава, один сарай для 12 паровозов и другой — для вагонов. В паровозном сарае на ст. Пенза (1873) кроме ремонта и технического обслуживания подвижного состава была организована помощь линейным работникам в ремонте повозок, домкратов и др. примитивной техники. Рядом с паровозным сараем на два стойла была построена кузница. В кон. 19в. на всех строившихся магистралях при проектировании станций застройки отводилось место и под депо.
Различают депо специализированные — локомотивные, вагонные, моторвагонные и др. и смешанные — для различных вид он подвижного состава одновременно (например, электровозов и тепловозов). Размещение большинства зданий и сооружений локомотивного и вагонного хозяйств на железнодорожной линии определяется расположением локомотивных депо. Обычно комплекс зданий локомотивного хозяйства проектируют на участковых, сортировочных, а в отдельных случаях — на грузовых и пасс, станциях.
Локомотивные депо предназначены для выполнения технического и профилактических осмотров, периодичного и подъёмочного ремонтов локомотивов, которые поступают в здание депо по деповским путям. Локомотивные депо, как правило, расположены в одноэтажных зданиях, в которых оборудована стойловая часть. Здания локомотивных депо компонуют из отд. цехов и помещений (блоков), самостоятельных в строит, отношении, но объединяющих родственные технологические процессы. Мастерские и служебно-бытовые помещения обычно располагают в пристройках. Здания первых локомотивных депо строились веерными — с веерным вводом путей. Распространены также прямоугольные и ступенчатые в плане здания. Ступенчатая форма создаёт условия для хорошего естественного освещения цехов и дальнейшего расширения депо, пристройки новых цехов, но большой периметр наружных стен увеличивает стоимость строительства и расходы на эксплуатацию таких зданий. Наиболее экономично строительство депо с прямоугольной планировкой. В стойловых цехах локомотивных: депо устраивают смотровые канавы, балконы для ремонта токоприёмников (в электровозных депо) и дымовытяжные устройства (в тепловозных депо). Все цеха и мастерские оборудуются кран-балками или мостовыми кранами грузоподъёмностью от 10 до 30 т.
Моторвагонные депо предназначены для ремонта, обслуживания и эксплуатации моторвагонных секций, эксплуатируемых на пригородных участках электрифицир. ж.д. Здание моторвагонного депо состоит из стойловых цехов, мастерских и служебно-бытовых помещений. Стойла в депо специализированы по видам ремонта и осмотра. Длина стойл подъёмного ремонта должна обеспечивать постановку на одном пути двух вагонов с выкаткой тележек между вагонами.
Вагонные депо предназначены для деповского и текущего ремонта пасс, и грузовых вагонов, ремонта и комплектации узлов и деталей, а также оборудования вагонов при эксплуатации. Вагонные депо специализируются по типу ремонтируемых вагонов — пасс, и грузовых вагонов, цистерн, изотермических вагонов и рефрижераторного подвижного состава. Вагонные депо обычно размещают на станциях формирования пасс, составов, в пунктах погрузки, выгрузки и подготовки к погрузке грузовых вагонов, вблизи промывочно-пропарочных предприятий (для цистерн), в пунктах приписки рефрижераторного подвижного состава. Здание вагонного депо имеет основные (производств.), ремонтно-заготовительные и вспомогательные цеха и отделения. К основные цехам и отделениям вагонного депо относятся сборочный и теле- жечно-колёсный цеха, малярное отделение, тележечный и колёсные парки. В депо имеются ремонтно-заготовительные и вспомогательные цеха и отделения — контрольный пункт автосцепки, баббитозаливочное, кузнечно-рессорное, механическая и электросварочное отделения, а также отделения ремонта гасителей колебаний, крышек разгрузочных люков и др. Как правило, вагонное депо представляет собой одноэтажное трёхпролётное здание, в двух пролётах которого размещены цеха деповского и текущего ремонта, оборудованные мостовыми кранами. Тележечный и колёсный парки устраивают на открытой площадке, оборудованной мостовым краном.
Строит, конструкции депо проектируются преим. из сборного железобетона. Несущий остов конструкции здания депо образует каркас (см. рис.), воспринимающий силовые воздействия и обеспечивающий прочность, жёсткость и устойчивость здания.
депо
Конструктивные решения локомотивных депо: а — с беспрогонным покрытием: б — с плитами на пролёт; 1 — ферма покрытия; 2 — плита покрытия; 3 — плита на пролёт; 4 — подстропильная балка.
К элементам каркаса относятся также фахверковые колонны и стеновые панели (навесные и самонесущие). Сборные и монолитные фундаменты воспринимают нагрузку от опирающихся на них колонн. В большинстве случаев применяют монолитные фундаменты. Сборные элементы каркаса изготовляются по таловым проектам.
Для каркасов зданий депо используют следующие конструкции: колонны прямоугольные из высокопрочных бетонов, получаемые центрифугир. способом и с предварит, напряжением; беспрогонное покрытие из строит, ферм и укладываемых по ним плит; сегментные безраскосные фермы с предварительно напряжённым нижним поясом; покрытие с плитами на пролёт макс. заводской готовности, укладываемыми по продольным подстропильным балкам; возможно применение совмещённых конструкций подстропильной и подкрановой балок в единой системе.
Для обслуживания ЭПС метрополитена на всех основные линиях построены электродепо.

 
« Дезинфекционно-промывочная станция   Деповские пути »
железные дороги