Живая блокировка — способ движения поездов по принципу автоблокировки с временными проходными сигналами, управляемыми вручную работниками-сигналистами. Движение по живой блокировки устанавливается в целях временного увеличения пропускной способности участка при одностороннем движении. При введении живой блокировки основные способ сигнализации по движению поездов не используется, на перегонах расставляются заранее проинструктированные сигналисты, которые снабжаются ручными (дневными и дачными) сигналами, петардами, тремя переносными сигнальными щитами, дающими показания зелёного, жёлтого и красного сигналов, и сигнальными фонарями для замены щитов в тёмное время суток, иногда телефонной связью палевого типа. Сигналисты находятся один от другого на расстоянии взаимной видимости сигналов (ок. 1 км). Применение живой блокировки целесообразно при нарушении средств связи, сигнализации, в экстремальных условиях (например, на прифронтовых).