Главная >> СЦБ и управление >> Технология обслуживания рельсовых цепей

Технология обслуживания рельсовых цепей

Проверка стыковых, стрелочных, междупутных и электротяговых соединителей, перемычек от кабельных стоек, путевых ящиков и дроссель-трансформаторов. Состояние перечисленных элементов рельсовых цепей проверяют один раз в две недели. При осмотре проверяют: исправность соединителей и перемычек; надежность крепления троса в местах соединения с наконечниками и штепселями, а также крепление троса к рельсам и выводам дроссель-трансформаторов; правильность установки стыковых соединителей; наличие дублирующих соединителей по маршрутам следования пассажирских и пригородных поездов, на тяговых рельсах однониточных рельсовых цепей и на параллельных ответвлениях разветвленных рельсовых цепей, не оборудованных путевыми реле.
Надежность крепления троса в месте соединения с наконечниками и штепселями проверяют в стыковых соединителях легким отжатием троса от рельсов, в остальных — вручную по отсутствию перемещения проволок троса относительно наконечника или штепселя.
Соединители должны быть приварены на расстоянии не менее чем 40 мм от торца рельсов на одинаковом уровне от поверхности катания головки рёльсов так, чтобы верхняя грань манжеты соединителя была ниже поверхности катания головки рельсов на 15 мм у новых рельсов, а у рельсов, имеющих износ, — с уменьшением этого расстояния на значение вертикального износа.
Штепселя стыковых соединителей должны выходить на другую сторону шейки рельса, болтовые крепления их должны иметь контргайки или пружинные шайбы. Надежность крепления штепселей в шейке рельсов проверяют легким простукиванием головки штепселя сбоку или с торца молотком.
Перемычки от путевых ящиков и кабельных стоек, а также дроссельные перемычки должны быть прикреплены к шпалам или к специально уложенным в шпальных ящиках (при железобетонных шпалах) деревянным брускам скобками из биметаллической или стальной проволоки диаметром 4—5 мм.
Для исключения коррозии стальные перемычки и соединители должны быть очищены от грязи и обильно смазаны машинным маслом. Междупутные соединители должны быть медные двойные сечением не менее 70 мм2 каждый при электротяге постоянного тока и 50 мм2 при электротяге переменного тока; длина междупутного соединителя не должна превышать 100 м.
Проверка состояния изоляции стыков, сережек, стяжных полос, стрелочных гарнитур, арматуры и труб обдувки. Состояние перечисленных элементов проверяют один раз в две недели. При этом проверяют: в изолирующих стыках торцовый зазор, который должен составлять 5—8 мм; наличие торцовой прокладки; отсутствие наката в торцовом зазоре, вытеснения из стыка изношенных изолирующих прокладок, касания балластом рельса или изолирующего стыка. При осмотре изоляции сережек, стяжных полос, стрелочных гарнитур и арматуры обдувки необходимо проверить наличие и целость изоляционных прокладок, отсутствие вытеснения изолирующих прокладок.
Проверка заземлений устройств СЦБ, присоединяемых к рельсам или среднему выводу дроссель-трансформатора. Указанную проверку выполняют, один раз в две недели осмотром заземлений, правильности их крепления и укладки.
Релейный шкаф и мачта светофора должны быть присоединены к заземлению стальным круглым проводником диаметром не менее 12 мм при электротяге постоянного тока и 10 мм при электротяге переменного тока.
Проверка зазора между подошвой рельса и балластом. Указанную проверку выполняют один раз в две недели. Верхняя поверхность балластного слоя при железобетонных шпалах должна быть на одном уровне с верхней поверхностью средней части шпал и ниже подошвы рельса на 30 мм при деревянных шпалах.
Проверка исправности изолирующих элементов рельсовых цепей на станциях. Эту проверку производят один раз в четыре недели электромеханик и дорожный мастер.
Измеряют изоляцию изолирующих стыков вольтметром с внутренним сопротивлением не менее 1 кОм при включении параллельно прибору резистора сопротивлением 39 Ом и мощностью 15 Вт или другим способом. Схемы проверки изолирующих стыков различны и зависят от типа и элементной базы рельсовой цепи.
Проверка рельсовых цепей на шунтовую чувствительность. Такую проверку выполняют на станциях наложением испытательного шунта сопротивлением 0,06 Ом на рельсовые нити двухниточных рельсовых цепей один раз в четыре недели, а в однониточных рельсовых цепях и параллельных ответвлениях разветвленных рельсовых цепей, не оборудованных путевыми реле, — один раз в две недели.
В наличии Шунтового эффекта рельсовой цепи электромеханик убеждается по отпусканию якоря (сектора) путевого реле до размыкания его фронтовых контактов или по индикации занятости путевых участков на табло. При проверке рельсовых цепей на шунтовую чувствительность обращают внимание на чистоту поверхности головок рельсов, отсутствие на них ржавчины, льда, напрессованного снега, мазута, шлака и балласта и при необходимости предъявляют требования к смежным службам по очистке рельсов от загрязнений.
Измерение напряжения на путевых реле и питающих концах рельсовых цепей перегонов и станций. На станциях такие измерения выполняют один раз в четыре недели, а на перегонах — один раз в шесть недель. Напряжение на путевом реле и питающем конце должно соответствовать данным, указанным в нормалях для данного типа рельсовой цепи.
При регулировке напряжения на путевых реле рельсовых цепей постоянного тока запрещается уменьшать постоянную часть ограничивающего сопротивления, которая в сумме с сопротивлением кабеля для рельсовых цепей с непрерывным питанием должна быть не менее 2 Ом.
При регулировке напряжения рельсовых цепей не допускается изменять коэффициенты трансформации дроссель-трансформаторов, релейных трансформаторов, значения сопротивлений активных и реактивных ограничителей на питающих и релейных концах ниже предельно допустимых. Конкретное напряжение (норму) на путевом реле и питающем конце каждой рельсовой цепи определяют по нормалям и устанавливают один раз при вводе устройств в эксплуатацию и в дальнейшем по графику технологического процесса.
Проверка чередования полярности и схем контроля замыкания изолирующих стыков рельсовых цепей.
Проверку производят в плановом порядке два раза в год по отдельно утвержденной технологии, а также при работах, связанных с переключением питающих рельсовую цепь проводов, ремонте кабеля, замене путевых трансформаторов, дроссельных и бутлежных перемычек при одновременной их замене более одной на каждой рельсовой цепи.
Чередование полярности проверяют измерением напряжения прибором (ампервольтомметром) типа Ц4380, индикатором ИПЧП, замыканием изолирующих стыков.

Рис.  11. Схема проверки чередования полярности при стыковании смежных двухниточных рельсовых цепей с ДТ (а) и без ДТ (б)
В технологические процессы по обслуживанию рельсовых цепей входит также проверка: исправности заземляющих устройств СЦБ и искровых промежутков (один раз в 3 мес); диодных заземлителей (два раза в год — весной и осенью); электрического сопротивления балласта и шпал (один раз в год); состояния кабельных стоек, путевых ящиков; дроссель-трансформаторов (наружная и внутренняя).
При стыковании двухниточных рельсовых цепей, оборудованных ДТ (рис. 11, а), вначале измеряют напряжение Ui по обе стороны изолирующих стыков,
затем по разным ниткам смежных рельсовых цепей U2. Правильное чередование полярности будет при
При стыковании двухниточных рельсовых цепей, не оборудованных ДТ (рис. 11, б), вначале измеряют напряжение U1 по одну сторону изолирующих стыков, затем на рельсах по другую сторону изолирующих стыков U2 и по обе стороны каждого смежного изолирующего стыка (соответственно Uз и U3``). Если меньшее из показаний U3 или Ul больше каждого из значений Ul или U$, то чередование мгновенных полярностей выполнено правильно.

 
« Технология обслуживания и проверки устройств AЛC   Технология обслуживания централизованных стрелок »
железные дороги