Главная >> СЦБ и управление >> Предупреждение и устранение неисправностей СЦБ

Методы сокращения времени поиска причины отказов - Предупреждение и устранение неисправностей СЦБ

Оглавление
Предупреждение и устранение неисправностей СЦБ
Анализ отказов устройств СЦБ
Факторы, влияющие на надежность устройств в процессе эксплуатации
Методы поиска отказов
Методы сокращения времени поиска причины отказов
Методика построения информационных диаграмм поиска причины отказов
Особенности поиска причины перемежающихся отказов
Изучение технологии поиска причины отказов с использованием тренажеров
Классификация средств технического диагностирования
Системы телеконтроля
Характерные отказы РЗА и способы их предупреждения
Отказы РЗА вследствие обмерзания
Отказы штепсельных соединений и способы их предупреждения
Отказы конденсаторов и способы их предупреждения
Отказы резисторов и способы их предупреждения
Отказы предохранителей и способы их предупреждения
Отказы светофоров и способы их предупреждения
Отказы кабелей и способы их предупреждения
Работы в охранных зонах кабельных линий
Учет, сбора и анализ информации о повреждениях кабелей
Определение места повреждения кабеля
Определение изоляции монтажа кабеля
Отыскание места заземления в монтаже кабеля
Грозовые и коммутационные перенапряжения
Анализ отказов и повышение надежности рельсовых цепей
Поиск причины отказов рельсовых цепей
Обрыв или повышение сопротивления в рельсовой цепи
Короткое замыкание или понижение сопротивления изоляции рельсовой цепи
Регулировка и измерение напряжения рельсовых цепей
Защита рельсовых цепей от посторонних источников тока
Меры по повышению надежности напольных устройств АЛСН
Временные параметры устройств АЛСН и трансмиттерные реле
Измерение временных параметров кодовых импульсов устройств АЛСН
Помехи от ЛЭП устройствам АЛСН
Отказы локомотивных устройств АЛСН и технология их поиска
Контроль за состоянием устройств электрической централизации и фиксация отказов
Поиск и устранение причин отказов централизованных стрелок
Повышение надежности работы схем управления стрелкой
Поиск причин отказов в аппаратуре диспетчерской централизации системы Нева
Поиск причин отказов на линейном пункте системы Нева
Поиск причин отказов на центральном посту системы Нева
Контроль за состоянием кодовой линии и ее резервирование

Для сокращения времени поиска нужно придерживаться определенной последовательности проверок. Еще не существует единой классификации разновидностей поиска по выбору последовательности проверок, хотя разработано много различных вариантов, причем некоторые из них пригодны только для узких целей. Поэтому ниже будут рассмотрены лишь те разновидности последовательного поиска, которые в большей мере находят применение при отыскании неисправностей в устройствах СЦБ.
Выбор той или иной последовательности проверок зависит от ряда факторов: вероятности отказов элементов, времени проверки и связи, существующей между элементами. Систематизация методов последовательного поиска с учетом использования этих факторов показана в табл. 1. Где знаком + отмечены факторы, которые учитываются при использовании каждого из методов поиска, а знаком — факторы, которые не учитываются.
Таблица 1


Метод поиска

Учитываемые факторы

Вероятность
отказов
элементов

Время
проверки

Связь между элементами

Последовательный перебор

_

 

"Вероятность - время"

-

+

+

"Средняя точка" по количеству элементов

 

+

+

"Средняя точка" по вероятности отказов

+

+

Информационный

+

+

+

Метод последовательного перебора заключается в поочередной проверке всех входящих в систему элементов или узлов. Применение этого метода оправдано только в тех случаях, когда отсутствуют связи между элементами, а вероятности отказов этих элементов и время их проверок практически одинаковы или неизвестны. Так, например, если проверка заключается в том, чтобы на одном стативе визуально обнаружить реле (из нескольких возможностей), которое отпустило якорь, то практически не имеет значения, в какой последовательности проводить осмотр. Обычно этим методом пользуются при отсутствии измерительных приборов, без которых трудно учесть связи, существующие между элементами.
Метод "вероятность — время" состоит в том, что первой выполняется проверка с наибольшим коэффициентом эффективности

где Р - вероятность того, что неисправность вызвана отказом данного элемента, причемколичество элементов, в которых мог возникнуть отказ);
- время проверки данного элемента.
При отыскании места обрыва или короткого замыкания в электрической цепи метод "вероятность — время" неэффективен, так как проверка одного элемента дает информацию только об этом элементе. Такой метод целесообразно применять при проверке разнородных возможных причин отказа или элементов, не составляющих общей цепи. Например, при отыскании причины перекрытия сигнала может возникнуть потребность в проверках изолирующих стыков рельсовой цепи, емкости конденсатора, степени заряженности аккумуляторной батареи, надежности крепления контактов и т. д. В таких случаях этот метод может значительно Сократить общее время поиска по сравнению с методом последовательного перебора.
Метод "средней точки" по количеству элементов применяется обычно при отыскании обрыва в цепи. В простейшем случае при поиске места обрыва с помощью вольтметра в цепи, содержащей 20 контактов, измерение делается между 10 и 11 контактами и в зависимости от результатов измерения сохранившая обрыв часть схемы из 10 оставшихся контактов вновь измеряется посередине и т. д.
Метод "средней точки" по вероятности отказов отличается от предыдущего тем, что проверяемая цепь делится пополам не по количеству элементов, а по сумме вероятностей того, что каждый из этих элементов мог оказаться неисправным.
Этот метод можно применять при отыскании обрыва в цепи, состоящей из контактов с разной надежностью соединения (штепсельные разъемы, пайки, контакты кодовых реле и реле первого класса надежности). Недостатком данного метода, как и предыдущего, является то, что он не учитывает времени проведения проверок, которое в отдельных случаях может быть весьма значительным (время перехода из горловины на станцию, время вскрытия пульта с предварительным оформлением записи и т. д.).

Информационный метод является наиболее универсальным, он сочетает в себе "метод средней точки" по вероятности отказов и метод "вероятность — время". Программа проверок, построенная по информационному методу, носит название информационной диаграммы и в отличие от таблиц, содержащих только признаки отказов и возможные причины, включает в себя также и оптимальную последовательность проверок. Практически информационную диаграмму, близкую к оптимальной последовательности, можно построить, составив предварительно таблицу, в которой указаны причины отказов и виды проверок с учетом вероятностей отказов и места проведения проверок.
Построение оптимальных информационных диаграмм требует большого объема вычислений и поэтому практически может быть выполнено только с применением электронных вычислительных машин, в том числе персональных компьютеров.
Анализ поиска отказов в устройствах СЦБ на основе практической деятельности и разбора специальных тренировочных занятий позволил выявить ряд характерных особенностей этого процесса:
методами последовательного перебора, приводящими к наибольшему среднему времени поиска, пользуется незначительная часть электромехаников;
большинство электромехаников интуитивно применяют метод средней точки; однако только в тех случаях, когда проверяемая схема представляет собой ряд последовательно соединенных элементов;
значительная часть электромехаников придает неоправданно большое значение вероятностям отказов элементов; причем используемые данные о вероятностях являются, как правило, субъективными, т. е. учитывается лишь индивидуальный опыт;
почти всегда отыскание неисправности сводится к проверке ряда гипотез; причем каждая следующая гипотеза выдвигается лишь после того, как предыдущая не подтвердилась. Это приводит к тому, что информация, полученная при проверке отвергнутой гипотезы, часто не используется в дальнейшем поиске;
предварительное составление полного плана проверок, как правило, не практикуется.
Таким образом, "интуитивные" методы поиска отказа, используемые многими электромеханиками, приводят к излишним затратам времени. В то же время механическое использование таблицы или диаграммы неисправностей при поиске причины отказов не может дать положительного эффекта. Такие таблицы и диаграммы должны являться вспомогательным материалом при поиске причины отказов, дополнением к принципиальным и монтажным схемам, таблицам расположения аппаратуры и т. д. Кроме того, таблицы и диаграммы неисправностей могут быть успешно использованы при проведении тренировочных занятий по отысканию неисправности и в процессе подготовки к этим занятиям.



 
« Предупредительная сигнализация   Преобразователи частоты ПЧ50/25 »
железные дороги