Главная >> СЦБ и управление >> Предупреждение и устранение неисправностей СЦБ

Поиск причин отказов в аппаратуре диспетчерской централизации системы Нева - Предупреждение и устранение неисправностей СЦБ

Оглавление
Предупреждение и устранение неисправностей СЦБ
Анализ отказов устройств СЦБ
Факторы, влияющие на надежность устройств в процессе эксплуатации
Методы поиска отказов
Методы сокращения времени поиска причины отказов
Методика построения информационных диаграмм поиска причины отказов
Особенности поиска причины перемежающихся отказов
Изучение технологии поиска причины отказов с использованием тренажеров
Классификация средств технического диагностирования
Системы телеконтроля
Характерные отказы РЗА и способы их предупреждения
Отказы РЗА вследствие обмерзания
Отказы штепсельных соединений и способы их предупреждения
Отказы конденсаторов и способы их предупреждения
Отказы резисторов и способы их предупреждения
Отказы предохранителей и способы их предупреждения
Отказы светофоров и способы их предупреждения
Отказы кабелей и способы их предупреждения
Работы в охранных зонах кабельных линий
Учет, сбора и анализ информации о повреждениях кабелей
Определение места повреждения кабеля
Определение изоляции монтажа кабеля
Отыскание места заземления в монтаже кабеля
Грозовые и коммутационные перенапряжения
Анализ отказов и повышение надежности рельсовых цепей
Поиск причины отказов рельсовых цепей
Обрыв или повышение сопротивления в рельсовой цепи
Короткое замыкание или понижение сопротивления изоляции рельсовой цепи
Регулировка и измерение напряжения рельсовых цепей
Защита рельсовых цепей от посторонних источников тока
Меры по повышению надежности напольных устройств АЛСН
Временные параметры устройств АЛСН и трансмиттерные реле
Измерение временных параметров кодовых импульсов устройств АЛСН
Помехи от ЛЭП устройствам АЛСН
Отказы локомотивных устройств АЛСН и технология их поиска
Контроль за состоянием устройств электрической централизации и фиксация отказов
Поиск и устранение причин отказов централизованных стрелок
Повышение надежности работы схем управления стрелкой
Поиск причин отказов в аппаратуре диспетчерской централизации системы Нева
Поиск причин отказов на линейном пункте системы Нева
Поиск причин отказов на центральном посту системы Нева
Контроль за состоянием кодовой линии и ее резервирование

ДИСПЕТЧЕРСКАЯ ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ "НЕВА"
ОСОБЕННОСТИ ПОИСКА ПРИЧИН ОТКАЗОВ В АППАРАТУРЕ ДЦ

При отыскании неисправностей в действующих устройствах диспетчерской централизации системы "Нева" нередко возникает необходимость контроля наличия одиночных импульсов и установления одновременности прохождения двух или трех импульсных сигналов. Для этих целей обычно используют осциллограф. Однако практика показывает, что из-за больших размеров осциллографа работать с ним не совсем удобно. При выполнении указанных работ значительную экономию времени дает применение индикаторов контроля импульсов. Для регистрации прохождения одиночных импульсов служат индикаторы (рис. 106 и 107), разработанные на Одесской дороге.
Индикатор (см. рис. 106) состоит из последовательно соединенных светодиода типа АЛ 102 и резистора сопротивлением 5—6 кОм. .При отыскании неисправностей зажим 1 подключают к полюсу ПБ12 источника питания, а зондом 2 касаются различных точек электрической цепи. В случае прохождения одиночных токовых импульсов в исследуемых точках электрической цепи светодиод будет мигать. Таким индикатором удобно пользоваться при проверке работы блоков БТГР, ГИ, ГУ и других блоков ДЦ системы "Нева".
Индикатор (см. рис. 107) контролирует одновременность прохождения двух или трех импульсных сигналов. Данный индикатор представляет собой электронный ключ. При подключении входов 2,3, 4 индикатора к исследуемым точкам схемы через диоды VD1, VD2 и VD3 (Д220) на базу транзистора VT (МП26А) через резистор R2 (1 кОм) при отсутствии импульсов подается высокий потенциал. К эмиттеру транзистора приложено запирающее напряжение и он закрыт. Через светодиод VD5 (АП102) ток не протекает.
Одновременное понижение потенциала на всех трех входах электронного ключа вызывает протекание тока по переходу эмиттер — база транзистора VT. Транзистор открывается, светодиод подключается к полюсу ПБ12 и загорается. Этим фиксируется одновременность прохождения импульсов. Резистор R4 (3 кОм) предназначен для ограничения тока, протекающего через светодиод. В данной схеме R1 — 1,2 кОм, R3 — 2,2 кОм, R3 - 6,2 кОм.

Рис. 106. Схема индикатора, регистрирующего прохождение одиночных импульсов

Рис. 107. Схема индикатора, регистрирующего прохождение импульсов
Рис. 108. Индикатор
Конструктивно индикаторы могут быть выполнены в виде измерительного щупа (рис. 108), имеющего зонд 1 и корпус 2. Все элементы схемы (резистор R и светодиод VD) монтируются внутри пластмассового корпуса. Мощность, потребляемая индикаторами, незначительна и практически не оказывает влияния на работу устройств диспетчерской централизации. С помощью светодиодов может также контролироваться работа блоков ЛГ, ЛШ, БТГР на линейных пунктах.

Рис. 109. Схема прибора-индикатора для проверки устройств ДЦ
Для уменьшения времени на отыскание неисправного блока и устранение неисправности предложено установить контроль неисправности блоков БТГР, ЛШ, ЛГ посредством светодиодов. Светодиоды VD1. VD2, VD3 (см. рис. 107) подключаются к выводам с7 (1БТГР), с8 (ПБТГР), а2 (ШБТГР) для контроля работы триггеров, усилителей, а также делителя и тактового генератора в блоке ЛГ. Последовательно со светодиодами с учетом их порога срабатывания и светоэффекта включаются резисторы сопротивлением 1,5 кОм.

Рис. 110. Схема генератора импульсов
Более широкие возможности имеет индикатор, применяемый на Львовской дороге (рис. 109). Благодаря использованию в первом каскаде полевого транзистора (КП103П) индикатор обладает повышенным входным сопротивлением и не оказывает влияния на работу контролируемой схемы. Размеры индикатора позволяют разместить его в кармане. Большую помощь при отыскании отказов в импульсных схемах ДЦ могут оказать разные методы замедления прохождения цикла, что позволяет зафиксировать место непрохождения сигнала, выявить обрыв цепи или другую неисправность.
В схеме на рис. 109 R1 - 1,5 МОм, R2 - 1 кОм, R3 — 1,5 кОм, R4— 13,9 кОм, R5 — 1,8 кОм, R6 — 2 кОм, R7 — 16 кОм, R8 — 3,3 кОм, R10 - 30 кОм, VT2 - КТ315, VT3 -VT5- КТ315А.
На рис. 110 приведена схема генератора секундных импульсов, состоящего из формирователя импульсов на триггере Шмидта и двух делителей частоты на 10 и на 5. В этой схеме R1 — 430 кОм, R2 - 5,6 кОм, R3 - 22 кОм, R4 - 22 кОм, R5 - 6,2 Ом, R6 - 1,8 кОм, R7 - 43 Ом, С1 - 1500 мкФ, С2 - 500 мкФ, стабилитрон Д814А, транзисторы КТ315. транзисторы КТ315.
Для того чтобы искусственно замедлить прохождение сигнала ТУ на линейном пункте, на Октябрьской дороге разработана технология, позволяющая сделать это, устанавливая отдельные временные перемычки на стативе "Л".
При этом возможны следующие варианты:

  1. Установка временной перемычки на реле ПА (рис. 111, а) между выводом 1 обмотки и контактом 412 создает цепь самоблокировки реле ПА. Заблокировавшись, реле ПА фиксирует релейный распределитель (реле Р, ИГ) на том шаге, где сорвался приказ. В любом случае — прошел приказ полностью или сорвался у реле ПА - следует принудительно отпускать якорь для возможности приема следующего приказа ТУ и нормальной передачи сигналов ТС.
  2. Для приема замедленного приказа ТУ достаточно параллельно конденсатору С1 (рис. 111,б) включить Сдоп = 1000 мкФ, что обеспечивает устойчивую работу релейного распорядителя в замедленном режиме (реле А в этом случае работает в импульсном режиме при прохождении приказа ТУ, но на работу устройств это не влияет).
  3. Для приема приказа ТУ, посылаемого с центрального пункта последовательным нажатием кнопок Кн1—Кн4 на станции 1М, необходимо установить следующие перемычки (временные) на стативе "Л": 1-1 - 1-2 на блоке ЛДМ; 431—432 на контактах счетчика 8; 1 ПА - 223 Г5 при посылке приказов в 1-ю, 2-ю, 3-ю группы; конденсатор 1000 мкФ подключить параллельно обмотке реле Г5 при посыпке приказов ТУ в 4-ю — 7-ю группы; 1 НА — 233 Г4; конденсатор 1000 мкФ параллельно обмотке Г4.

При полном прохождении приказа сработает реле. Г5 или Г4 (в зависимости от группы) и обесточит реле ПА (рис. 111, в).
В тех случаях когда при поиске отказа на линейном пункте используют контрольные точки на стативе "Л" и вольтметр на самом стативе, процесс измерения значительно упрощается и ускоряется, как сделано на Средне-Азиатской дороге. При этом КТ1 представляет собой вывод 1-5 блока ЛШ, КТ2 — вывод 1-4 этого же блока, КТ3 — вывод с5 блока 1БТГР, КТ4 — вывод с 9 блока 2БТГР, КТ5 — вывод с8 блока 1БГ.ГР, КТ6 — вывод с 8 блока 2БТГР, КТ7 — вывод с 8 блока 3БТГР. При исправном тракте ТС в КТ1 измерительный прибор должен показывать постоянное напряжение 11,5 В. В момент цикловой синхронизации происходит отклонение стрелки вольтметра с 9,0 до 11,5 В. В КТ2 стрелка прибора колеблется с 9,0 до 9,6 В, отклоняясь в момент цикловой синхронизации до отметки 11,2 В.
Аналогичные показатели разработаны для каждой контрольной точки с использованием для этой цели не задействованных в типовой схеме четных ламелей переключателя. К сектору 1ЛЗ подключены контрольные точки, а на секторе Ш2 четные ламели соединены между собой и на них подано питание БМБ. Подвижной контакт сектора Ш3 подключен к одному из выводов щитового вольтметра. Параллельно гнезду Гн1 включен измерительный прибор.

Рис. 111. Схемы замедления прохождения цикла ТУ

Таким образом, при переводе переключателя ПП в соответствующее положение вольтметр подключается к контрольной точке. Проверка соответствия этих показаний диаграмме напряжений позволяет выявить неисправный прибор. При необходимости к гнездам Гн1 можно подключить осциллограф.



 
« Предупредительная сигнализация   Преобразователи частоты ПЧ50/25 »
железные дороги