Главная >> СЦБ и управление >> Предупреждение и устранение неисправностей СЦБ

Определение изоляции монтажа кабеля - Предупреждение и устранение неисправностей СЦБ

Оглавление
Предупреждение и устранение неисправностей СЦБ
Анализ отказов устройств СЦБ
Факторы, влияющие на надежность устройств в процессе эксплуатации
Методы поиска отказов
Методы сокращения времени поиска причины отказов
Методика построения информационных диаграмм поиска причины отказов
Особенности поиска причины перемежающихся отказов
Изучение технологии поиска причины отказов с использованием тренажеров
Классификация средств технического диагностирования
Системы телеконтроля
Характерные отказы РЗА и способы их предупреждения
Отказы РЗА вследствие обмерзания
Отказы штепсельных соединений и способы их предупреждения
Отказы конденсаторов и способы их предупреждения
Отказы резисторов и способы их предупреждения
Отказы предохранителей и способы их предупреждения
Отказы светофоров и способы их предупреждения
Отказы кабелей и способы их предупреждения
Работы в охранных зонах кабельных линий
Учет, сбора и анализ информации о повреждениях кабелей
Определение места повреждения кабеля
Определение изоляции монтажа кабеля
Отыскание места заземления в монтаже кабеля
Грозовые и коммутационные перенапряжения
Анализ отказов и повышение надежности рельсовых цепей
Поиск причины отказов рельсовых цепей
Обрыв или повышение сопротивления в рельсовой цепи
Короткое замыкание или понижение сопротивления изоляции рельсовой цепи
Регулировка и измерение напряжения рельсовых цепей
Защита рельсовых цепей от посторонних источников тока
Меры по повышению надежности напольных устройств АЛСН
Временные параметры устройств АЛСН и трансмиттерные реле
Измерение временных параметров кодовых импульсов устройств АЛСН
Помехи от ЛЭП устройствам АЛСН
Отказы локомотивных устройств АЛСН и технология их поиска
Контроль за состоянием устройств электрической централизации и фиксация отказов
Поиск и устранение причин отказов централизованных стрелок
Повышение надежности работы схем управления стрелкой
Поиск причин отказов в аппаратуре диспетчерской централизации системы Нева
Поиск причин отказов на линейном пункте системы Нева
Поиск причин отказов на центральном посту системы Нева
Контроль за состоянием кодовой линии и ее резервирование

Одним из наиболее опасных отказов устройств СЦБ являются отказы, вызванные сообщением различных цепей или заземлениями этих цепей. Самопроизвольное появление тока в цепи может вызвать любой опасный отказ: появление разрешающего сигнала, перевод стрелки пор составом, ложный контроль свободности рельсовой цепи и др. Для предотвращения случаев самопроизвольного появления тока в цепях последние должны быть надежно изолированы друг от друга и от земли.
Нормативное значение сопротивления изоляции монтажа составляет 1 кОм на 1 В рабочего напряжения, т. е. не допускается ток утечки более 1 мА. Такая норма была выбрана исходя из электрических характеристик реле НР1-1000, имеющего ток отпускания 2,5 мА- В устройствах СЦБ находят применение реле с меньшим током отпускания.
В условиях эксплуатации сопротивление изоляции наиболее часто понижается на воздушных линиях из-за протирания оболочки провода ПРГ в кабельных ящиках и неисправных разрядников, а также в монтаже путевых устройств (светофорных стаканов, электрозамков, путевых и стрелочных коробок). Низким сопротивлением изоляции обладают курбельные блок-контакты в электроприводах, загрязненные клеммные колодки.
Часто понижение сопротивления изоляции монтажа вызывается плохим состоянием подземного кабеля или соединительных муфт. Особенно тяжело поддерживать удовлетворительное состояние изоляции монтажа в тех цепях, где от одного источника осуществляется питание большого количества однотипных цепей (цепи светофорных ламп и рабочие цепи схем управления стрелкой в системе ЭЦ с центральным питанием). Для повышения сопротивления изоляции этих цепей приходится заменять провод ПРГ на ПВГ, разделять цепи питания с помощью изолирующих трансформаторов, постоянно содержать в чистоте клеммные колодки.
Изоляция монтажа в устройствах СЦБ зависит от изоляции монтажных проводов, изоляции токоведущих конструкций аппаратуры и изоляции жил сигнального кабеля. Все эти элементы изоляции проверяются совместно, без отключения, поэтому результат в основном определяется изоляцией наиболее незащищенных элементов, т. е. изоляцией монтажа, а изоляция кабеля, к которой предъявляются более высокие требования, может быть непосредственно проверена только при его отключении.
Для измерения по схеме, приведенной на рис. 23, используется батарея GB типа БАС-80 напряжением 80—90 В, причем измерение проводится дважды с изменением полярности дополнительной батареи GB . Результат определяется по формулам:

где Е - напряжение дополнительной батареи; R- внутреннее сопротивление вольтметра; Rx - общее сопротивление заземления; Rх1, Rх2 — сопротивления заземлений со стороны каждого из полюсов; U1, U2- показания вольтметра при разных полярностях дополнительной батареи.


Рис. 23. Схемы измерения сопротивления изоляции монтажа вольтметром с батареей

Внутреннее сопротивление вольтметра не должно превышать 100 кОм, так как в противном случае измерительный ток, проходящий через реле, может оказаться более 1 мА. Если измерение проводится в цепи переменного тока, величины U1 и U2 оказываются равными, в этом случае достаточно проводить измерения только при одной полярности батареи.
Следует иметь в виду, что иногда результаты измерений могут значительно отличаться от действительных значений, особенно когда схемный источник питания имеет среднюю точку (рис. 24, а) или место заземления находится на значительном удалении от источника питания, а сопротивления нагрузки и соединительных проводов  близки по значению (рис. 24, б).
При систематических измерениях с использованием однотипного вольтметра удобно пользоваться заранее составленными графиками или таблицами. Зависимости Rxf (Uср) легко построить, зная величины R и Е. Для того чтобы напряжение измерительной батареи было всегда одинаковым, должна быть возможность его плавной регулировки или оно должно быть стабилизировано.
На рис. 25 приведен график для определения сопротивления изоляции монтажа по результатам измерений вольтметром Ц-438 на шкале 150 В с анодной батареей напряжением 7 В. В тех случаях, когда при измерениях сопротивления изоляции монтажа напряжение измерительной батареи Е различно, удобно пользоваться таблицей, составленной в лаборатории Горьковской дороги (табл. 15). Эта таблица составлена применительно к приборам Ц4380 и Ц56/1 на шкале 150 В постоянного и переменного тока.


Рис. 24. Схемы заземления монтажа
Рис. 25. График для определения сопротивления изоляции монтажа

Окончание табл· 15

Измерение мегаомметром.

Измерение сопротивления изоляции монтажа мегаомметром проводится так же, как и с использованием вольтметра и батареи, т. е. один вывод присоединяют к монтажу или соответствующему полюсу источника питания, а другой — к земляной клемме. Для измерения пользуются мегаомметром с напряжением 1000 В. Использование мегаомметра с напряжением 500 В может допускаться только при отсутствии поездов, так как измерительный ток такого мегаомметра превышает 1 мА- В то же время применение мегаомметра с напряжением 1000 В допустимо только при отсутствии в цепи разрядников, которые могут пробиваться.

При измерении сопротивления изоляции монтажа цепи с постоянным источником питания необходимо менять полярность и снять показания прибора до (R1) и после (R2) изменения полярности. По результатам измерения рассчитать Rx =  R1+ R2)|2.
Следует иметь в виду, что при смене полярности ошибка измерения в отдельных случаях может достигать 20—30 % из-за нелинейной шкалы мегаомметра.


Рис. 26. Схема измерения сопротивления изоляции монтажа вольтметром без батарей
Рис. 27. Номограмма дли приближенного определения сопротивления изоляции монтажа с помощью вольтметра Ц4380

22 В - на прямой U; 8 В - на прямой U· На пересечении линейки с прямой R получим точку, ориентировочно соответствующую сопротивлению 30 кОм.



 
« Предупредительная сигнализация   Преобразователи частоты ПЧ50/25 »
железные дороги