Главная >> СЦБ и управление >> Оборудование и аппаратура рельсовых цепей

Оборудование и аппаратура рельсовых цепей

Путевые дроссель-трансформаторы. Дроссель-трансформаторы (ДТ) устанавливают в двухниточных РЦ на электрифицированных участках. Дроссельная часть ДТ (основная обмотка /) обеспечивает пропуск тягового тока в обход изолирующих стыков, а трансформаторная часть (дополнительная обмотка II совместно с основной) является составной частью РЦ (рис. 1). Дроссель-трансформаторы (табл. 1 и 2) используют также для подключения к рельсам отсасывающих фидеров тяговых подстанций, заземления на тяговые рельсы путевых устройств СЦБ, шкафов, мостов, путепроводов, газопроводов и т. п.

Схемы обмоток дроссель- трансформаторов
Рис. 1. Схемы обмоток дроссель-трансформаторов
В табл. 1 и 2 первое число в обозначении ДТ — номинальное полное сопротивление основной обмотки (выводы А1-А2) переменному току частотой 50 Гц при напряжении на основной обмотке I В (ДТ-0,6) или 0,5 В (остальные ДТ), второе число — номинальный ток в одной рельсовой нити (выводы Al-К или А2-К).
При электротяге постоянного тока применяют дроссель-трансформаторы ДТМ-0,17 (рельсовые цепи метрополитена), ДТ-0,2 и ДТ-0,6, при электротяге переменного тока — ДТ-1 и 2ДТ-1.
Магнитная система дроссель-трансформаторов ДТ-1 выполнена без воздушного зазора, ДТМ-0,17, ДТ-0,2, ДТ-0,6 — с воздушным зазором: 1—3 мм — для ДТ-0,2
Таблица 1. Основные характеристики ДТ


Тип ДТ

Основная обмотка (выводы А1-А2)

Дополнительная обмотка

Число
витков

Полное сопротивление, Ом

Чис^о
ВИТКОВ

Выводы

Коэффи
циент
трансфор
мации

ДТ-0,2-500

7+7

0,2-0,22

1560 322 1238

1-2
3-5
2-4

40
23
17

ДТ-0,2-1000

7+7

0,2-0,22

(560
322
1238

1-2
3-5
2-4

40
23
17

ДТ-0,6-500

8+8

0,6-0,66

(610 240 1 48

Б1-Б2
Б1-Б2
Б1-Б2

38
15
3

ДТ-0,6-1000

8+8

0,58-0,64

/610
1240

Б1-Б2
Б1-Б2

38
15

ДТМ-0,17-1000

7+7

0,165-0,175

560

Б1-Б2

40

ДТ-1-150*

8+8

Не более 1

48

Б1-Б2

3

* Диаметр провода дополнительной обмотка ДТ-1 1,95 мм, для остальных перечисленных ДТ — 1 мм.

Таблица 2.2. Размеры и масса ДТ


Тип ДТ

Размеры, мм

Масса без масла, кг

Объем залнвэемэго масла, л

ДТ-0,2-500

600X450X375

120

18

ДТ-0,2-1000

670X460X375

157

27

ДТ-0,6-500

800X450X375

200

26

ДТ-0,6-1000

800X 470 X365

235

28

ДТМ-0,17-1000

790X500X390

196

28

ДТ-1-150

500x300x320

51

6,5

2ДТ-1-150*

500 x 500x310

88

10

* Состоит из двух ДТ-1-150 с одним объединенным средним наружным выводом.
и ДТ-0,6, (3,7±0,5) мм — для ДТМ-0,17. Дроссель- трансформаторы заливают маслом после установки.
Дроссель-трансформатор (рис. 2) состоит из сердечника 5 и ярма 4 (листовая электротехническая сталь), основной 1 и дополнительной 6 обмоток, чугунного корпуса 2 с крышкой 3, имеющей вентиляционное отверстие и уплотнитель из резины. Для разделки кабеля к ДТ прикрепляется муфта 7 с трубой 8.
В крышке ДТ имеется отверстие для заливки масла. В верхней и нижней частях корпуса расположены отверстия с пробками для контроля уровня масла и его слива. Дроссель-трансформатор заливают маслом до нанесенной на корпусе красной черты, показывающей его уровень при температуре 15°С.
Концы и средняя точка основной обмотки ДТ выведены из корпуса с помощью медных шин: концы дополнительной обмотки выведены в муфту.
В зависимости от высоты балластной призмы дроссель-трансформаторы ДТ-0,2 и ДТ-0,6 устанавливают на опорных конструкциях в виде плит или крестообразных конструкций, состоящих из поперечной и продольной стоек; для установки ДТ-1-150 и 2ДТ-1-150 используют железобетонные основания путевых ящиков.
На перегонах ДТ располагают не ближе 900 мм от внутренней грани головки ближнего рельса и не менее 100 мм ниже уровня верха его головки. На станциях ДТ могут возвышаться над уровнем верха головки рельса до 200 мм. При этом наиболее выступающие части ДТ должны быть не ближе 983 мм от внутренней грани головки ближнего рельса.
Между концами шпал и ДТ параллельно пути устанавливают отрезок шпалы или деревянного бруска, к которому крепят перемычки. Между путями перемычки укладывают по отрезкам старогодных шпал. На участках с железобетонными шпалами перемычки прокладывают по деревянным брускам при помощи скоб.
Конструкция дроссель-трансформаторов
Рис. 2. Конструкция дроссель-трансформаторов

Наименование
яшика

Число
двухкои-
тактиых
клемм

Размеры, мм

Масса, кг

Внешние комплектующие изделия

Трансформа
торный:
ТЯ-1

 

 

 

 

сборка 1 » 2

9, 15}

520x 440 x307

64

Две предохранительные трубы, две или четыре перемычки, навесной замок

ТЯ-2

9

369 x325x265

35,5

То же

Для реле РЯ-1 Путевой:

10

610 x450x358

77

»

с контактом местного управления

15

520X441X311

63

Шланг, три предохраните л ь н ы е трубы, навесиой замок

ПЯ-1

До 15

520X450X365

55

Кожух предохранителмый, перемычки, навесной замок

Путевые ящики. Путевые ящики служат для размещения аппаратуры рельсовых цепей (трансформаторов, реле, резисторов), разделки сигнального кабеля, подключения приборов рельсовых цепей к рельсам при помощи тросовых перемычек и др. Путевые ящики (табл. 3) устанавливают на бетонном или металлическом основании.
Ящик ПЯ-1 в зависимости от числа двухконтактиых клемм и полок имеет шесть сборок:


№ сборки

1

2

3

4

5

6

Число клемм

9

4

4

15

5

6

» полок

2

2

2

1

1

1

Ящик тя-l сборки 1 имеет две полки для установки аппаратуры, сборки 2 — одну.
Предохранительные трубы и кожух крепят к ящикам и служат для защиты кабеля от механических повреждений, шланг (прорезиненный) — для соединения ящика с электроприводом.
Путевой ящик с контактом местного управления предназначен для местного управления централизованной стрелкой в устройствах ДЦ и ЭЦ.
Ящики с аппаратурой рельсовых цепей устанавливают на обочине земляного полотна или в междупутье.
Аппаратуру путевых ящиков соединяют с жилами кабелей и контактными болтами перемычек. Для соединения перемычек с рельсами применяют такие же отверстия в рельсах, как и при установке стальных стрелочных соединителей. При деревянных шпалах перемычки от ящика к рельсам прокладывают по боковым поверхностям брусков длиной 450 мм, установленных между торцами шпал и ящиком. Перемычку к дальнему от ящика рельсу прикрепляют к верхней части боковой поверхности шпалы; она не должна касаться ближнего рельса. Крепление перемычек к брускам и шпалам и соединение с рельсами выполняют так же, как при монтаже стальных стрелочных соединителей. Запасы перемычек по длине свертывают кольцами и крепят к бруску и шпале так, чтобы перемычка могла свободно перемещаться при угоне рельса. На участках с железобетонными шпалами перемычки прокладывают по деревянным прокладкам так же, как и перемычки путевых дроссель-трансформаторов.
Кабельные муфты. Эти муфты предназначены для разделки кабелей, их сращивания и разветвления, установки малогабаритной аппаратуры РЦ с подключением ее к рельсам и др.
Применяют кабельные муфты следующих марок: РМ (рис. 3) — разветвительные для ответвлений от группового кабеля к светофорам, путевым трансформаторным ящикам РЦ и стрелочным электроприводам; УКМ-12 (рис. 4 а) — универсальные концевые для присоединения жил кабелей к аппаратуре, установки малогабаритной аппаратуры РЦ и подключения ее к рельсам, светофорам и др.; УПМ-24 (рис. 4 б) — универсальные промежуточные для тех же целей, что и муфта УКМ-12, а также для соединения кабелей и установки блока селеновых выпрямителей БВС; СМ (рис. 5) — соединительные для подземного соединения сигнально-блокировочных кабелей.

Кабельные муфты разветвительны
Рис. 3. Кабельные муфты разветвительные РМ4-28 (а), РМ7-49 (б):
I — корпус; 2 — крышка; 3 — семиштырная клемма; 4 — кабельные выводы; 5 — телефонная розетка

Муфты универсальные
Рис. 4. Муфты универсальные УКМ-12 (а) и УПМ-24(б): I — корпус; 2 — семиштырная клемма; 3 — кабельные вводы
Корпуса и крышки муфт РМ, УКМ-12 и УПМ-24 (табл. 4) литые чугунные, в пазах крышек размещены прокладки из резинового губчатого шнура. Внутри муфт устанавливают клеммные панели на семь контактов.
Корпуса муфт СМ состоят из верхней и нижней полумуфт, двух полухомутов, крышки и болтов, стягивающих полумуфты и крепящих крышку. В муфте УПМ вместо клеммной панели можно установить релейный трансформатор и предохранитель для питания осветительных ламп стрелочных указателей.
Муфты УКМ и УПМ устанавливают на металлическое или железобетонное основание, РМ — как правило, на железобетонных фундаментах. Внутри корпусов муфт РМ устанавливают съемные перегородки для объединения и разъединения вводов в секциях. Муфты снабжены также розеткой для телефона.
Муфта соединительная СМ
Рис. 5 Муфта соединительная СМ:
1 — верхняя и нижняя полумуфты; 2 — кабельные вводы, 3 — полухомуты; 4 — крышка

Тип и сборка

Число
направ
лений

Число

Масса,
кг

клемм-
ных
коло
док»

пла
нок*

опор
ных
осно
ваний

-шлан
гов

комп
лектов
пере
мычек*

 

 

Муфты универсальные

 

 

 

У КМ-12 Сб.

I

1

2

8,0

У КМ-12 сб.

II

1

1

1

1

2

13,5

У КМ-12 сб.

III

1

1

1

1

1

13,0

УКМ-12 сб.

IV

1

2

1

1

14,0

УПМ-24 сб.

I

2

4

15,5

УПМ-24 сб

II

2

3

1

1

 

2

20,7

УПМ-24 сб.

III

2

3

1

1

1

20,0

УПМ-24 сб.

IV

2

4

1

1

21,0

 

 

Муфты разветвительные

 

 

 

РМ4-28

 

4

4

 

_

21,2

РМ7-49

 

7

7

26,4

РМ8-112

 

16

16

45,6

1 На семь контактов.
3 Для крепления выпрямителя
3 В комплект входят перемычки путевых ящиков длиной 1620 и 3600 мм
Число зажимов в муфтах РМ4-28, РМ7-49 и РМ8- 112 равно соответственно 28, 49 и 112, число предохранительных труб — 4, 5 и 6.
Соединительные кабельные муфты изготавливают типов С-35М, С-50М, С-65М с диаметром отверстий соответственно 35, 50, 65 мм; муфты обеспечивают сращивание (разветвление) кабелей с числом жил соответственно 19, 42 и 61.
Кабельные ящики. Кабельные ящики (табл. 5) служат для разделки жил кабеля и соединения их с изолированными проводами в местах перехода воздушных проводов автоблокировки в кабель. Кабельные ящики размещают на силовых, промежуточных и переходных опорах. Они состоят из литого чугунного ящика, комплекта предохранительных труб, хомутов для их крепления и пр.

Таблица 5. Основные данные кабельных ящиков


Тип

Число
разрядников

Размеры (без труб), мм

Масса,
кг

КЯ-6

336X240X248

33,3

КЯ-10

10

334X438X385

45,1

КЯ-16

16

334 X438 X467

47,7

КЯ-24

24

356 X438X575

57,9

КЯ-32

32

356X438X690

65,2

Во всех кабельных ящиках имеются два вывода для установки предохранителей, в КЯ-32 размещаются также два автоматических выключателя. Кабельные ящики поставляют с защитными трубами длиной 5, 6 и 7 м.
Кабельные стойки. Кабельные стойки (табл. 6) служат для разделки кабелей, проложенных от аппаратуры рельсовых цепей и др.
Перемычки путевых дроссель-трансформаторов. Перемычки предназначены для электрического соединения выводов основных обмоток ДТ с рельсами (дроссельные перемычки) и между собой (междроссельные перемычки).
Таблица 6. Основные данные кабельных стоек


Разновидности и назначение стоек

размеры, мм

Масса,
кг

Число универсальных клемм УДК-14А

Концевая для разделки одного кабеля

208 X208 X600

6,7

1

Проходная1 для разделки двух кабелей

208 X208 X600

9,1

2

Подключение освещения стрелочного указателя

184X208 X590

4,2

1

Ответвление питания к стрелочным указателям2

184X147X105

4,0

  1. Имеет заземляющий трос.
  2. Имеются две двухконтактные клеммы (на выводе штепсельного типа может быть установлен банановый предохранитель).

перемычки путевых дроссель-трансформаторов

Рис. 6. Междроссельные (в) и дроссельные (б) перемычки путевых дроссель-трансформаторов
Перемычки (рис. 6) состоят из двух—четырех гибких проводов, закрепленных по концам в медные наконечники, стальные штепсели или болты. Сечение проводов и их диаметр определяются типом ДТ: для ДТ-0,2-1000 и ДТ-0,6-1000 применяются перемычки с сечением одного провода 700 мм2 и диаметром 10,7 мм; для ДТ-0,2-500 и ДТ-0,6-500 — перемычки с сечением одного провода 50 мм2 и диаметром 9 мм; для ДТ-1-150 и 2ДТ-1-150 — перемычки с сечением одного провода 35 мм2 и диаметром 7,5 мм (табл. 7) (см. рис. 6).

Таблица 2. Основные данные перемычек для ДТ


Тип
пере
мычки

№ чертежа перемычки

Площадь поперечного сечения проводов*, мм1

размер, мм

Масса, кг

А

Б

в

г

Д

Е

 

 

Междроссельные

 

 

 

 

11

952М-14Г

2X70

8150

8080

45

10,45

XI

20800-14Г

2X50

8150

8090

35

7,62

XXI

20816-14Г

2X35

8150

809Э

35

5,66

XX

20816-14

3X35

650

576

_

35

1,6

I

952М-14

4X70

695

595

45

3,28

X

20800-14

4X50

650

576

35

2,12

 

 

Дроссельные

 

 

 

 

 

III

952М-15

2X70

1250

1215

1055

45

2,85

IV

952М-16

2x70

3250

3215

3055

45

5,24

V

952М-25

2X70

3650

3615

3450

45

 

5,8

VI

952М-26

2X70

1650

1615

1455

45

4,26

952М-28

2x70

2235

2200

2200

45

4,2

952М-29

2X70

4235

4200

4200

45

6,45

952М-30

2X70

8535

8500

8500

45

11,9

хп

20800-15

2X50

1250

1220

1070

35

2,13

XIII

20800-16

2X50

3250

3220

3070

35

3,97

XIV

20800-25

2x50

3650

3620

3465

35

5,67

XV

20800-26

2x50

1650

1620

1470

35

_

2,3

XXII

20816-15

2x35

1250

1220

1070

35

1,92

XXIII

20816-16

2x35

3250

3220

3070

35

3,26

XXIV

20816-25

2x35

3650

3620

3465

35

_

3,47

XXV

2п816-26

2x35

1650

1620

1470

35

2,16

XXVI

20816-27

3x35

2130

2005

1880

35

1908

3,81

XXVII

20816-31

3x35

4140

4015

3890

35

3918

5,75

VII

952М-27

4X70

2130

2005

1880

45

16S0

1645

7,45

VIII

952М-31

4X70

4140

4015

3890

45

3655

3690

12,38

XVI

20800-27

4X50

2130

2005

1880

35

1645

1672

5,7б

XVII

20800-31

4X50

4140

4015

3890

35

3655

3688

9,3i

* Первый множитель — число проводов перемычки, второй — сечение одного провода.
стрелочные соединители
Рис.  Стальные (в) и медные (б) стрелочные соединители
Стрелочные соединители (джемперы штепсельного типа). Стрелочные соединители предназначены для электрического соединения рельсов и металлических частей стрелочных переводов в рельсовых цепях на станциях. Стрелочные соединители (рис. 7) изготавливают из гибкого оцинкованного стального троса или гибкого медного провода марки МГГ.
Медные стрелочные соединители с площадью поперечного сечения 50 мм2 применяют на участках с электрической тягой переменного тока, сечения 70 мм2 — с электротягой постоянного тока (табл. 8).
В табл. 8 длина троса — расстояние между осями штепселей; длина соединителей типа Шэ зависит от заказа; в числителе указана масса соединителя, применяемого при электротяге постоянного тока, в знаменателе — при электротяге переменного тока; соединители типов I и II изготавливают из троса диаметром 6,4 мм, типов III и IV — из троса диаметром 8,2 мм.
Для установки стальных и медных стрелочных соединителей в рельсах сверлят отверстия диаметром соответственно 9,8 и 22 мм. Края отверстий скругляются до радиуса на 0,5 мм больше.

Тип соединителя

Длина троса, мм

Масса,
кг

Назначение

 

 

Стальные соединители

I

600

0,23

Соединение корней остряков и подвижных сердечников с рамными рельсами и примыкающими путями на обыкновенных и перекрестных стрелочных переводах с тупыми крестовинами

ii

1200

0,33

То же и соединение усовиков и заднего стыка острой крестовины с рельсами на обыкновенном и перекрестном стрелочных переводах, соединение усовиков тупой крестовины с рельсом в стыке с сердечниками

in

3300

1,09

Соединение наружных рельсовых нитей стрелочных переводов, устройство транспозиции, соединение элементов крестовины стрелочных переводов марок 1/18 и 1/22 с литыми сердечниками

IV

6700

2,04

Соединение основных и ответвляющихся нитей рельсовых цепей с последовательной схемой соединения

 

 

Медные соединители

IIэ

3300

3,96/3,36

Соединение наружных рельсовых нитей стрелочных переводов, соединение элементов крестовин стрелочных переводов марок 1/18, 1/22 с литыми сердечниками

IVs

2800

3,65/3,14

Соединение противоположных рельсов смежных РЦ, устройство транспозиции

Vs

2150

3,23/2,86

Соединение частей стрелочных переводов

IIIэ

То же

Центры отверстий располагают не ближе 100 мм по горизонтали от края накладки. Центры отверстий отстоят друг от друга не менее чем на 160 мм. Расстояние от подошвы рельсов Р75, Р65, Р50, Р43 до центра отверстия равно соответственно 88,5; 78,5; 68,5; 62,5 мм.
Под путями соединители прокладывают по верхней части боковой поверхности деревянных шпал и крепят к ним скобами из стальной оцинкованной проволоки диаметром 5 мм и длиной 50 мм: через 30—40 см — для медных соединителей, через 40—50 см — для стальных. Скобы от медных соединителей изолируют поливинилхлоридными трубками или отрезками пластмассовых оболочек кабелей. Соединители не должны касаться рельсов, под которыми они проходят и к которым не подключаются.
Штепселя соединителей забивают в рельсы с наружной стороны колеи так, чтобы они плотно держались в шейках рельсов и не имели задиров. Гайки стальных соединителей типов III, IV и медных соединителей затягивают гаечными ключами. Штепселя стальных соединителей типов I, II должны выходить на другую сторону рельса, но не должны забиваться на всю длину. Между путями соединители прокладывают по шпалам или доскам толщиной не менее 40 мм.
Стыковые соединители. Эти соединители предназначены для соединения звеньев рельсов между собой в местах стыкования для уменьшения сопротивления рельсовых нитей. Используют соединители трех видов: стальные штепсельные (рис. 8, а) и приварные (рис.

  1. в), медные приварные (рис. 8, б). Стальные штепсельные соединители состоят из двух стальных оцинкованных проволок, приваренных к конусным штепселям, стальные и медные приварные соединители изготовляют из стального или медного гибкого троса, концы которого заделаны в стальные манжеты.

Стыковые соединители
Стальные соединители (табл. 9) применяют на участках с автономной тягой, медные сечением 70 и 50 мм2 — соответственно на участках с электротягой постоянного и переменного тока.
Рис.  Стыковые соединители

Таблица 9. Основные данные стальных соединителей

Стыковой соединитель

Тип

Площадь поперечного сечения проводов или троса, мм*

Длина,
мм

Масса,
кг

Медный приварной

РЭСФ01/50*

50

200

0,16

РЭСФ-01/70

70

200

0,23

Стальной;
приварной

СРС-6-01**

28,3

200

0,15

штепсельный

2X19,6

940 ± 10

0,5

* Рельсовый электросварочный соединитель фартучный. ** Стальной рельсовый соединитель.
Длина штепсельных соединителей указана между осями штепселей, приварных — для растянутого соединителя.
Перемычки путевых трансформаторных ящиков к кабельных стоек. Эти перемычки предназначены для электрического соединения аппаратуры, установленной в ящике, и жил кабелей, расшитых в стойке, с рельсами.
Перемычки путевых трансформаторных ящиков (рис. 9, а) и кабельных стоек (рис. 9, б) состоят из оцинкованного гибкого троса 7, концы которого закреплены сваркой в оцинкованном штепселе 8 и контактном болте 6. На болте размещены изоляционные втулки 4, 5, шайбы 2, 3 и гайки /.
В комплект перемычек для путевых трансформаторов входят перемычки длиной 1620 и 3600 мм и массой соответственно 0,34 и 0,55 кг, для кабельных стоек — соответственно 1000 и 2700 мм и массой 0,23 и 0,45 кг.
Для соединения кабеля кабельной стойки с РЦ применяют также ошлангованные перемычки длиной 1 и 2,7 м. Стальной канат перемычки диаметром 5,6 мм ошлангован (изолирован) полиэтиленом низкой плотности с толщиной слоя 1,5—2 мм.
Перемычки путевых трансформаторных ящиков и кабельных стоек
Рис. 9. Перемычки путевых трансформаторных ящиков и кабельных стоек

Изолирующие стыки для шпал
Рис. 10. Изолирующие стыки для деревянных (а) и железобетонных (б)- шпал

Изолирующие стыки. Изолирующие стыки предназначены для электрического разделения участков рельсовых нитей при оборудовании перегонов и станций РЦ. Наиболее широко для рельсов Р43, Р50, Р65 применяют изолирующие стыки с объемлющими накладками (рис. 10). Изолирующими деталями в этих конструкциях являются: боковая составная прокладка h планка 2 под болты, стопорная планка 3, втулка 4, прокладка нижняя 5, прокладка торцовая (стыковая) 19 и прокладка резиновая 16. Детали 1—5 изготовляют из фибры, стеклотекстолита, полиэтилена; деталь 19 — из фибры, стеклотекстолита. Остальные детали изолирующих стыков — накладка объемлющая 10, подкладки 6 и 11, детали крепления — болты 7, 12, гайки 8Г 13, шайбы пружинные 9, 14, 18, шайба плоская 15, клемма литая 17.
Применяются также клееболтовые изолирующие стыки.
Общая масса деталей изолирующих стыков с объемлющими металлическими накладками без подкладок и деталей крепления на железобетонных шпалах в зависимости от материала изолирующих стыков приведена в табл. 10.
Масса одной подкладки для установки стыков на железобетонных шпалах составляет 8,2 кг, на деревянных — 7,54 кг.
Таблица 10. Масса изолирующих стыков, кг


Тип рельсов

Фибра

Стекло
текстолит

Полиэти
лен

Р43

56,13

56,74

55,62

Р50

65,10

65,78

64,54

Р65

77,01

77,81

76,56

 
« Обозначения основных питающих проводов   Оперативно-технологическая связь »
железные дороги