Главная >> СЦБ и управление >> Классификация реле

Классификация реле

Реле являются элементной базой систем железнодорожной автоматики и телемеханики и обеспечивают прежде всего зависимости, необходимые для обеспечения безопасности движения поездов.
Реле железнодорожной автоматики разделяют: по принципу действия — на электромагнитные, электромагнитные с термоэлементом, индукционные (секторные), электронные;
по роду тока, питающего обмотку, — на реле постоянного тока (нейтральные, поляризованные, нейтрально-поляризованные или комбинированные) и переменного тока;
по числу обмоток на сердечнике (сердечниках) — на одно-, двух- и многообмоточные;
по числу положений контактной системы — на двух- и трехпозиционные;
по номинальному напряжению (току);
по времени срабатывания (притяжения) и отпускания якоря — на быстродействующие, нормально действующие, медленно действующие и временные;
по режиму работы — на реле для длительного (непрерывного) режима работы и кратковременного (импульсного) режима;
по активному сопротивлению обмоток, числу витков в обмотках, контактной системе.
Реле железнодорожной автоматики подразделяют также на реле I и II классов надежности. К реле I класса надежности относятся реле, для которых не требуется дополнительный схемный контроль отпускания якоря или дублирование в электрических схемах. Требования к реле I класса надежности следующие: надежное отпускание якоря под действием массы якоря и связанных с ним подвижных частей при отключении напряжения от его обмоток; исключение сваривания замыкающих (фронтовых) контактов и др. Реле I класса применяют в аппаратуре СЦБ, обеспечивающей безопасность движения поездов.
Реле, у которых отпускание якоря гарантируется в меньшей степени и осуществляется в основном под действием реакции контактных пружин, имеют II класс надежности. Защиту от сваривания контактов в этих реле не предусматривают. Реле II класса надежности применяют в аппаратуре, к которой не предъявляются повышенные требования по безопасности.

Малогабаритные реле

Малогабаритные реле постоянного тока относятся к реле I класса надежности и входят в состав аппаратуры СЦБ, обеспечивающей безопасность движения поездов.
Малогабаритные реле имеют два исполнения: штепсельное (в оболочке) для установки на стативах и в релейных шкафах и нештепсельное (с ламелями под пайку) для установки в закрытых релейных блоках. При этом значительная часть штепсельных реле имеет нештепсельные аналоги. В обозначении типа штепсельного малогабаритного реле присутствует буква Ш.
Промышленность изготовляет следующие типы малогабаритных штепсельных реле:
без выпрямительной приставки:
НМШ, АНШ — нейтральные нормально действующие;
НМШМ, АНШМ — нейтральные медленно действующие;
НМШТ, АНМШТ — нейтральные с термоэлементом;
НМПШ — нейтральное пусковое;
ПМПУШ — поляризованное пусковое;
КМШ — комбинированное (с нейтральным и поляризованным якорями);
с выпрямительной приставкой:
ИМШ — поляризованное импульсное;
ИМВШ — поляризованное импульсное;
ОМШ, ОМШМ, АОШ — нейтральные огневые;
АШ, АПШ, АСШ — нейтральные аварийные.
Малогабаритные реле с выпрямительными приставками можно включать в цепи постоянного и переменного тока.
В поляризованных и комбинированных реле установлены поляризующие магниты, за счет которых поляризованный якорь переключается с изменением полярности источника питания постоянного тока, подключаемого к обмотке.
Конструктивные особенности малогабаритных штепсельных реле показаны на примере реле НМШ1 (рис. 1), имеющего следующие основные части: магнитную систему, состоящую из якоря 1, ярма 2, сердечника 12, на котором размещены две катушки 11; штепсельные выводы 8 для подключения обмоток; контактные системы, состоящие из фронтового 5, подвижного 6 и тылового 4 контактов; межконтактные изоляционные пластмассовые прокладки 7, пластмассовое основание 10\ направляющий штырь 9\ защитный колпак 3.

реле HMIIII
Рис. 1. Конструктивные особенности реле HMIIII

Рис. 2. Расположение контактов и схема соединения обмоток реле НМШ1, НМ1 (вид с монтажной стороны)
Шпули двух катушек нормально действующих реле выполнены из пластмассы, одной или двух катушек медленно действующих реле — из меди. В медленно действующих реле с одной катушкой взамен второй имеется медная гильза.
Катушки (обмотки) реле могут быть включены раздельно, последовательно и параллельно.
В качестве исходного для нейтральных малогабаритных штепсельных реле используется основание реле НМШ1, имеющего восемь контактных групп (рис. 2). Малогабаритные реле с меньшим числом контактов выполняют с применением меньшего числа штепсельных выводов реле НМШ1, но с сохранением их расположения и нумерации.

Рис. 3. Расположение и нумерация выводов реле ПМПУИГ, ИМВШ, ИМШ1, КМШ, км
Поляризованные реле ПМПУШ, ИМШ1, ИМВШ и комбинированные КМШ и КМ имеют расположение и нумерацию штепбельных выводов, приведенные на рис. 3.
Электрические и временные характеристики малогабаритных реле приведены в табл. 1—7. В табл. 1, 4 и 7 для некоторых реле приведены электрические характеристики реле по току и напряжению, не совпадающие с наименованием столбцов (значение тока в столбце с напряжениями и наоборот); в табл. 1—7 приведены номинальные сопротивления обмоток реле по постоянному току.

Рис. 4. Схема включения выпрямителей и обмоток реле НМВШ2,
АНВШ2, АШ2-12/24, АШ2-110/220, АПШ-24,                        АПШ-110/127,
АПШ-220, расположение контактов реле АПШ-24,                 АПШ-110/127, АПШ-220

Рис. 5. Схемы включения выпрямителей и обмоток реле АСШ-2, ОМШ2, ОМШМ, АОШ2
В табл. 5.3—5.5 использована нумерация штепсельных выводов встроенных выпрямителей и обмоток реле НМВШ2, АНВШ2, АШ2, АПШ (рис. 4), АСШ и схемы включения встроенных выпрямителей и обмоток реле ОМШ2, ОМШМ, АОШ2 (рис. 5).
В табл. 5.1. время замедления на отпускание реле НМШМ2-1.5 указано при токе 0,5 А; НМШМ2-11/500 по обмотке сопротивлением 11 Ом — при токе 0,25 А; НМПШЗ-0,2/250 по обмотке сопротивлением 0,2 Ом — при токе 1,5 А, остальных — при номинальном напряжении (токе).
Для подключения обмоток двухобмоточных реле НМШ, НМШМ и НМПШ используют штепсельные выводы 1-3, 2-4, однообмоточных — 1-3, двухобмоточных реле АНШ, АНШМ—21-61,41-81, однообмоточных—21-61.

Таблица l. Электрические и временные характеристики реле НМШ, НМШМ, АНШМ, АНШ, НМПШ


Реле

Сопротив
ление
обмоток,
Ом

 

Напряжение, В

 

Время замедления на отпускание, с

перегрузки, не более

отпускания, не менее

срабатывания, не более

номиналь
ное

НМШ1-400*

200X2

20

2,4

7,3

12

 

НМШ1-1440*

720X2

45

5,3-8

14,2

12

НМШ 1-7000*

3500X2

100

15

41

60

НМШМ1-11*

11

0,5 А

0,05 А

0,16 А

0,25 А

0,45

НМШМ1-22*

11X2

0,25 А

0,025 А

0,08 А

0,125 А

0,2

НМШМ1-180*

180

20

2,3

7,5

12

0,45

НМШМ1-360*

180X2

20

2,3

7,5

12

0,2

НМШМ1-560*

560

45

4,6

14

24

0,45

НМШМЫ120*

560X2

45

4,6

14

24

0,2

НМШМ1-
1000/560*

1000/560

45/45

5,7/4,6

19/14

24

0,15/0,2

НМШ2-900*

450X2

20

2,3

7,5

12

НМШ2-12000*

6000 X2

75

9

29

45

НМШМ2-1,5*

1,5

0,7 А

0,076 А

0,25 А

0,35 А

0,55

НМШМ2-
11/1500*

11/1500

0,5 А / 45

0,032 А / 5

0,11 А / 16

0,17 А/24

0,3/0,3

НМШМ2-320*

320

20

2,3

7,5

12

0,6

НМШМ2-640*

320X2

20

2,3

7,5

12

0,3

НМШМ2-1500*

1500

45

5

16

24

0,6

НМШМ2-3000*

1500 X2

45

5

16

24

0,3

Таблица 2. Электрические и временные характеристики реле АНМШТ, HMUIT, НМТ

Время замедления на отпускание реле АНМШТ равно 0,9 с. Время срабатывания термоэлемента реле АНМШТ, НМШТ, НМТ изменяется в пределах 8—18 с.
Обмотка термоэлемента реле НМШТ, НМТ, АНМШТ подключена к контактным выводам 71-72\ сопротивление обмотки термоэлемента реле НМШТ равно 80 Ом, реле АНМШТ, НМТ — 12 Ом. Время движения подвижного контакта термоэлемента от тылового к фронтовому контакту у реле АНМШТ и НМТ не менее 4 с.
Реле НМШТ и АНМШТ применяют совместно с вспомогательным реле В (рис. 6), контролирующим остывание термовыключателя. В этих схемах вначале к источнику питания подключается обмотка термоэлемента, а затем через8—18сфронтовым контактом ТК термовыключателя к источнику питания—обмотка реле.
Схемы включения реле НМШТ и АНМШТ 90
Рис. 6. Схемы включения реле НМШТ и АНМШТ 90

 

 

 

Напряжение, В

 

 

Реле

Сопро-
тивние обмоток, Ом

Схема выпрямления, соединение обмоток

пере
грузки

отпускания, не менее

срабатывания, не более

Вход
ные
выводы

Перемычки на розетке

 

 

Мостовая, последовательное

60

10

20

12-72

1-31-71, 4-11-71

 

 

Мостовая, параллельное

35

5

10,5

12-72

1-2-31-71.
3-4-11-51

НМВШ2-900/900

900/900

Одно-
полупериодная, последовательное

100

17,5

35

12-72

1-71. 2-31, 3-11. 4-51

 

 

Мостовая с включением второй катушки (горочная РЦ)

60

10

20

12-72

2-11-51. 4-31-71

 

 

Мостовая, последовательное

60

10,5

21

22-82

21-42. 41- 1. 62-81

ШВШ2-2400

1200/2

Мостовая, параллельное

35

5,3

11,5

22-82

21-41-42. 61-62-81

 

 

Одно-
полупериодная, последовательное

100

17,5

35

22-82

41-42. 61-62

Реле НМВШ и АНВШ используют в качестве путевых в рельсовых цепях переменного тока с непрерывным питанием.
со Таблица 5.4. Электрические характеристики реле ОМШ, ОМШМ и АОШ2                                                    


Реле

Мощ
ность
лампы,
Вт

Сопро
тивление
обмоток,
Ом

Переменный ток. А, частотой 50 Гц

Выводы для подк-
лючения контро-
лируемой схемы

Перемычки на розетке реле

Рисунок схемы включения

пере
грузки

отпускания, не мейее

сраба-
тывания, не более

ОМШ2-46

15
25

46

0,18
0,3

0,027
0,045

0,059
0,098

1.4*1 у.3*2

Рис. 7,а

ОМШМ1*3

1

3

0,4

0,9

1-73

2-3, 4-53

АОШ2-180/0.45*4

15
25
35

0,45
0,25
0,17
180*5

2,1
3
4,5 22 В

0,22 0,3 0,45 1,8 В

0,72
1
1.5

  1. В

21-82
21-61
21-22
41-62

41-62
41-62
41-62

Рис. 7, б

АОШ2-1*4

5
10

1
0,47

0,7
1,5

0,075
0,15

0,265
0,53

21-22
41-22

21-81
41-61

Рис. 7, в

При включении реле ОМШ2-46 последовательно с первичной обмоткой трансформатора СТ-4.
*2 Последовательно с первичной обмоткой трансформатора СТ-5.
*3 Падение напряжения н,а обмотке реле ОМШ Ml при токе 2А — 2,7 В, при токе 2,5 А — 3 В.
*' Время замедления на отпускание реле АОШ2-180/0,45 с обмоткой сопротивлением 180 Ом при напряжении 12 В равно 0,2 с, реле АОШ2-1 с обмоткой сопротивлением 1 Ом при токе 0,265 А — 0,2 с.
*5 Обмотка сопротивлением 180 Ом реле АОШ2-180/0,45 контролирует состояние холодной нити светофорной лампы (данные для этой обмотки приведены на постоянном токе).

Схемы включения огневых реле
Рис. 7. Схемы включения огневых реле
Таблица 5. Электрические характеристики реле АШ, АПШ, АСШ

Реле

Сопротивление одной катушки, Ом

Напряжение, В

Выводы подключения внешней схемы

Перемычки на розетке реле

отпускания, не менее

срабатывания, не более

номи
нальное

АПШ-220

5000

40

150

220

1-4

АПШ-110/127

1250

20

75

110-127

1-4

ЛСШ-2-220М

5000

133

190

220

4-41

АСШ2-110

650

66

95

ПО

4-41

43-63

АСШ2-24

51

14,4

20,7

24

4-41

2-3

АСШ2-12

7,3

7,3

10,4

12

4-41

43-63

* Напряжение перегрузки реле АШ2-1440 45 В.

Таблица 6. Электрические характеристики реле ПМПУШ, кмш


Реле

Сопро
тивление
обмоток,
Ом

Напряжение, В, для нейтрального якоря

Напряжение переброса поляризованного якоря, В

Напряжение перегрузки,
В

отпускания, не менее

срабатывания, не более

ПМПУШ-150/150**

150/150

 

10-16

36

КМШ-3000*

1500 x2

12

40

12-22

120

КМШ-750

375X2

6

20

6-11

60

КМШ-450*

225 x2

4,2

15,2

СЛ
1
00
СП

45

Реле имеют нештепсельиые аналоги; номинальное напряжение реле ПМПУШ-150/150 24 В.

**Реле ИМШ используют в качестве импульсного путевого в рельсовых цепях постоянного тока, ИМВШ — в рельсовых цепях переменного тока.

Таблица 7. Электрические характеристики реле ИМШ, ИР, ИМВШ


Реле

Сопротивление обмотки, Ом

ПОСТОЯННЫЙ ток,

А

перегрузки

отпускания, не менее

срабатывания, на более

ИАШП-0,15

0,15

0,975

0,097

0,325

ИМШ1-0.3

0,3

0,84

0,135

0,28

ИРЬО.З

0,3

0,84

0,135

0,28

ИМШ 1-2

2

0,45

0,045

0,11

ИМШ 1-1700

1700

30В

2,46 В

7,4В

 

/

0,95 В

1,9-2,2 В

ИМВШ

97 \

12 В*

2 В*

3,2В*

• На переменном токе частотой 50 Гц.
Таблица 8 Контактные системы малогабаритных реле с нумерацией штепсельных выводов

ИМШ, ИМВШ — 0,5 А, 16 В) на постоянном токе и 0,6 А, 220 В на переменном токе при активной нагрузке. Для усиленных контактов коммутируемые токи в зависимости от типа реле возрастают до 4—25 А.
Допустимый диапазон температур окружающей среды для большинства штепсельных реле от —50 до +60°С, (НМШТ — от —40 до +60°С, АПШ — от — 10 до +40°С); для нештепсельных — от +5 до +35°Сшш от +1 до +40 °С.
Максимальные габаритные размеры штепсельных реле 210X87X112 мм, нештепсельных — 132Х72Х Х100 мм; масса реле в зависимости от типа изменяется от 0,94 до 2,16 кг.

 
« Классификация и типы рельсовых цепей   Кодовая централизация »
железные дороги