Содержание материала

7. МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТ

7.1. Общие положения

7.1.1. Погрузка и выгрузка материалов и запасных частей должны производиться согласно ГОСТ 12.3.009 — 76. «Работы погрузочно-разгрузочные. Общие требования безопасности», в соответствии с Правилами техники безопасности и производственной санитарии при производстве погрузочно-разгрузочных работ на железнодорожном транспорте. Грузоподъемные краны и устройства должны содержаться в соответствии с отраслевыми Правилами устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов.
7.1.2. В темное время суток погрузка и выгрузка материалов верхнего строения пути разрешаются при освещенности места работ не менее 20 лк, замеренной в горизонтальной плоскости на уровне земли работниками санитарно-эпидемиологической станции (СЭС).
7.1.3. Поднимать груз без проверки надежности строповки и подтаскивать груз косым натяжением троса запрещается.
7.1.4. Стропальщики во время работы должны быть одеты в защитные каски.

7.2. Меры безопасности при погрузке и выгрузке рельсов, стрелок, крестовин и уравнительных приборов

7.2.1. Погрузка и выгрузка рельсов, стрелок, крестовин и уравнительных приборов должны производиться с применением грузоподъемных механизмов и приспособлений.
7.2.2. При погрузке и выгрузке рельсов, стрелок, крестовин и уравнительных приборов руководитель работ должен следить, чтобы рабочие соблюдали меры предосторожности, все операции должны производиться только по команде руководителя работ.
Работа без расчалок запрещается.
7.2.3. Выгрузка рельсов с платформ и дрезин на ходу, если нет специальных для этого приспособлений, запрещается.
7.2.4. Строповка рельсов при выгрузке и погрузке производится с помощью рельсовых захватов не менее чем в двух местах.

7.3. Меры безопасности при погрузке и выгрузке шпал и брусьев

7.3.1. Погрузка и выгрузка шпал, переводных, мостовых и охранных брусьев, пропитанных масляными антисептиками, должны производиться грузоподъемными механизмами, кранами или заменяющими их приспособлениями.
Погрузка, выгрузка и переноска железобетонных шпал должны производиться только с применением машин, механизмов и специальных приспособлений.
Выгрузка шпал и брусьев на ходу поезда запрещается.
7.3.2. Запрещается производить погрузку и выгрузку шпал и брусьев, пропитанных масляными антисептиками, без специальной одежды, установленной действующими нормами. Перед началом работ руководитель должен выдать рабочим защитную пасту для смазывания лица, рук, шеи и других открытых частей тела, а по окончании работы обеспечить возможность мытья теплой водой с мылом.
Перемещение шпал и брусьев, пропитанных масляными антисептиками, должно производиться только с помощью специальных шпалоносок.
7.3.3. На платформах во избежание обрушения шпалы и брусья во время погрузки должны укладываться ступенчатыми рядами.
7.3.4. Укладка и крепление шпал и брусьев при погрузке на платформы и в полувагоны должны производиться в соответствии с Техническими условиями погрузки и крепления грузов, гл. 1 «Общие требования к размещению и креплению грузов в вагонах», утвержденными 15 августа 1981 г.

7.4. Меры безопасности при выполнении работ по выгрузке балластных материалов

7.4.1. Выгрузка балласта должна производиться под руководством дорожного мастера или производителя работ, который обязан обеспечить безопасное производство работ, следить за соблюдением габарита при выгрузке и безопасностью передвижения балластного поезда по фронту работ.
Руководитель работ несет ответственность за приведение подвижного состава в транспортное положение после выгрузки балласта.
7.4.2. Выгрузка балласта на перегоне может производиться при движении поезда со скоростью не свыше 5 км/ч.
О разгрузке балласта при движении руководитель должен заблаговременно предупредить рабочих, машиниста и обслуживающий персонал поезда и идти рядом с поездом с той стороны и на таком расстоянии от поезда, чтобы он был хорошо виден локомотивной бригаде и имел возможность дать распоряжение об остановке поезда в случае надобности.
7.4.3. Требования безопасности при транспортировке и выгрузке балласта из отходов асбестового производства необходимо выполнять по ГОСТ 24580 — 81, а также согласно Техническим указаниям на применение асбестового балласта для железнодорожного пути действующей сети железных дорог.

7.5. Меры безопасности при работе с применением съемных кранов для погрузки рельсов на железнодорожные платформы

7.5.1. К эксплуатации допускаются краны, имеющие в паспорте отметку о прохождении освидетельствования и испытаний.
Допускаемая грузоподъемность должна быть указана на кране.
Испытание кранов по грузоподъемности производится ежегодно.
7.5.2. Работа крана ведется под руководством лица по должности не ниже бригадира пути, который является ответственным за соблюдение правил техники безопасности.
7.5.3. Захватные приспособления крана должны устанавливаться вертикально над рельсом, подлежащим подъему.
7.5.4. Стойки кранов должны прочно и устойчиво стоять в гнездах платформы.
7.5.5. После перемещения лебедки на конец стрелы она должна надежно закрепляться.

7.6. Меры безопасности при работе с применением козловых и стреловых кранов, а также съемных портальных кранов для перевозки рельсов по фронту работ

7.6.1. Краны допускаются к работе при наличии отметки в паспорте о прохождении освидетельствования и испытания.
7.6.2. Перед началом работы краны и чалочные приспособления должны тщательно осматриваться. При этом необходимо следить, чтобы крепящие гайки движущихся частей были плотно затянуты и зашплинтованы.
7.6.3. Захватные приспособления крана устанавливаются вертикально над грузом, подлежащим подъему.
7.6.4. Работники, связанные с эксплуатацией крана, при погрузочно-разгрузочных работах должны знать и точно выполнять установленную сигнализацию.
7.6.5. Магнитные захваты, не имеющие предохранительных приспособлений (на случай отключения тока), могут использоваться только при ограждении рабочей зоны.
7.6.6. Поднимать груз без проверки надежности его зацепления запрещается. В случаях погрузки и выгрузки рельсов захват их осуществляется не менее чем в двух местах.
При окончании погрузки, выгрузки или при перерыве в работе оставлять груз в подвешенном состоянии запрещается.
7.6.7. Допускается спаренная работа двух стреловых кранов с одинаковым режимом под руководством одного лица, ответственного за безопасность работ по перемещению грузов кранами.
Спаренная работа козловых кранов допускается при условии единого командования и наличия устройства синхронной работы электрической части крана и механического соединения кранов между собой.
7.6.8. Горизонтальное перемещение груза кранами производится на высоте не менее 0,5 м от всех встречающихся на пути предметов. Перемещение груза над людьми запрещается.
7.6.9. Установка и работа крана ближе 30 м от крайнего провода воздушной линии электропередачи напряжением более 36 В допускаются при наличии письменного разрешения на производство работ (наряда-допуска) и согласования порядка их ведения с организацией, эксплуатирующей эти линии.
Работа грузоподъемных машин и механизмов в охранной зоне контактной сети и линий электропередачи и без снятия напряжения допускается с разрешения предприятия-владельца линий при соблюдении расстояния от подъемной и выдвижной части крана в любом ее положении до вертикальной плоскости, образуемой проекцией на землю ближайшего провода, находящегося под напряжением, не менее указанного ниже:

Напряжение воздушной линии, кВ

Наименьшее расстояние, м

До 1

1,5

От 1 до 25 включительно

2,0

» 35 » 110

4,0

» 150 » 220

5,0

330

6,0

От 500 до 750

9,0

800 (постоянного тока)

9,0

Работать на стреловых кранах и устанавливать их непосредственно под проводами контактной сети, ДПР, ВЛ напряжением 0,4 — 35 кВ, находящимися под напряжением, запрещается.
7.6.10. Грузоподъемные машины и механизмы (кроме машин на гусеничном ходу) при работах в пределах охранной зоны линий электропередачи на расстоянии более 50 м от электрифицированных железнодорожных путей должны быть заземлены при помощи переносного заземлителя (изготовленного по ГОСТ 16556 — 71), заглубленного в грунт на глубину не менее 1,0 м.
7.6.11. При работе грузоподъемных машин и механизмов на резиновом ходу в охранной зоне контактной сети постоянного и переменного тока, проводов ДПР и воздушных линий электропередачи напряжением 6, 10, 35 кВ, расположенных на опорах контактной сети или самостоятельных опорах, заземление корпусов указанных машин и механизмов, в том числе и при наличии автономных источников электропитания, должно выполняться на рельсы, на которые заземлены опоры контактной сети или к средней точке дросселей-трансформаторов.
При работе нескольких грузоподъемных машин в районе одной рельсовой цепи их заземление должно подключаться к одному месту рельсовой цепи.
Грузоподъемные машины и механизмы, питающиеся от внешней электрической сети, запрещается заземлять на среднюю точку дросселя-трансформатора и на рельсовые нити как на электрифицированных, так и на неэлектрифицированных участках железных дорог.
7.6.12. При работах в охранной зоне воздушных линий электропередачи напряжением 6 — 35 кВ и вблизи распределительных подстанций напряжением 6 — 35 кВ заземление грузоподъемных машин и механизмов может выполняться на контур заземления подстанции.
7.6.13. Грузоподъемные машины и механизмы на гусеничном ходу, работающие в охранной зоне контактной сети постоянного и переменного тока, а также проводов ДПР, должны заземляться на рельсы, на которые заземлены опоры контактной сети или присоединяться к средней точке дросселей-трансформаторов через искровой промежуток.
7.6.14. Строительно-монтажные и погрузочно-разгрузочные работы в охранной зоне контактной сети и линий электропередачи следует производить под непосредственным руководством инженерно-технического работника, ответственного за безопасность производства работ, при наличии письменного разрешения предприятия-владельца линии и наряда-допуска.
Не допускается работа грузоподъемных машин при ветре, вызывающем отклонение на опасное расстояние свободных (без груза) тросов и канатов, с помощью которых поднимается груз.
7.6.15. По окончании работ кран ставится на место, предназначенное для стоянки, затормаживается, стрела и крюк поднимаются в верхнее положение. При этом стрела устанавливается вдоль рельсового пути.
7.6.16. Проволочные канаты необходимо периодически очищать от грязи, осматривать наружные проволоки и производить отбраковку изношенных канатов (тросов).
7.6.17. Работа кранов на железнодорожном ходу на неисправных путях запрещается.

7.7. Меры безопасности при выполнении работ с применением крана на дрезинах АГМу, ДГКу, ПРЛ, МПТ и АГМС

7.7.1. К работам по погрузке и выгрузке материалов верхнего строения пути кранами на дрезинах АГИу, ДГКу, ПРЛ, МПТ и АГМС допускаются водители дрезин, имеющие право к управлению краном.
7.7.2. Приступать к работе с краном на дрезинах АГМу, ДГКу, ПРЛ, МПТ и АГМС разрешается после их постановки на тормоза.
7.7.3. Руководитель работ должен проследить, чтобы машинист перед началом движения тележки, каретки с краном, а также перед началом грузовых операций крана предупредил об этом рабочих звуковым сигналом.
7.7.4. Работой по погрузке и выгрузке краном на дрезинах ПРЛ, МПТ, АГМС, ДГКу, АГИу должен руководить работник по должности не ниже бригадира пути, который обязан следить, чтобы во время работы крана никто не находился под стрелой и поднятым грузом.
7.7.5. Перед пропуском поезда по соседнему пути поднятый груз должен быть опущен и работа крана прекращена.
7.7.6. При погрузке и выгрузке рельсов и стрелочных переводов для удержания груза должны применяться гибкие чалочные приспособления.
7.7.7. При погрузке и выгрузке шпал и брусьев краном необходимо соблюдать следующие меры предосторожности:
строповку пакетов шпал и брусьев производить исправными и испытанными тросами;
захватывать пакет так, чтобы исключить смещение и развал пакета;
рабочие-стропальщики должны поддерживать и направлять пакет специальными оттяжками, находясь от поднимаемого груза на расстоянии не ближе 2 м.
7.7.8. Передвижение дрезин с грузом на крюке крана разрешается при скорости не более 5 км/ч.