Содержание материала

5. МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ РАБОТАХ НА ИСКУССТВЕННЫХ СООРУЖЕНИЯХ

5.1. Общие положения

5.1.1. Искусственные сооружения должны иметь устройства, предназначенные для безопасного обслуживания самого сооружения и пути. К таким устройствам относятся: на мостах — тротуары с перилами, мостовой настил, перила по верхнему поясу и лестницы с перилами по портальным рамам (для мостов с ездой понизу); в тоннелях — ниши и камеры; у труб и конусов — лестницы (сходы) с перилами.
5.1.2. Площадки-убежища с перилами должны быть на всех мостах длиной более 50 м, а на участках со скоростями движения пассажирских поездов более 140 км/ч и в северных условиях — на всех мостах длиной более 25 м.
На эксплуатируемых мостах в северных условиях и на участках обращения пассажирских поездов со скоростью более 140 км/ч допускается сохранить существующие расстояния между убежищами 50 м при условии разработки для каждого моста (руководствуясь настоящими правилами) специальных мер техники безопасности, утверждаемых начальником дистанции пути.
Убежища необходимо располагать через 50 м (на участках со скоростями движения пассажирских поездов более 140 км/ч и в северных условиях через 25 м) с каждой стороны пути в шахматном порядке. На мостах длиной от 50 до 100 м (от 25 до 50 м на участках со скоростями движения пассажирских поездов более 140 км/ч и в северных условиях) допускается устраивать по одному убежищу с каждой стороны пути. На участках со скоростями движения пассажирских поездов более 140 км/ч вместо увеличения количества убежищ допускается устройство оповестительной сигнализации.
Мосты полной длиной более 25 м (в северных условиях — более 10 м), а также все мосты высотой более 3 м; мосты, расположенные в пределах станции, и все путепроводы должны иметь двусторонние боковые тротуары с перилами. При их отсутствии на мостах высотой от 3 до 5 м они должны устраиваться в плановом порядке.
К северным условиям относятся районы со средней температурой воздуха наиболее холодной пятидневки года с обеспечением 0,98 ниже — 40°С по СНиП 2.01.01-82.
5.1.3. Работы по обследованию, осмотру, содержанию, ремонту и реконструкции искусственных сооружений на высоте более 2 м производятся с применением лестниц, люлек, подмостей, предохранительных поясов и других приспособлений, которые должны удовлетворять требованиям безопасности по СНиП III-4-80.
5.1.4. К самостоятельным верхолазным работам на искусственных сооружениях допускаются лица (рабочие и инженерно-технические работники) не моложе 18 лет, прошедшие специальный медицинский осмотр и признанные годными, имеющие стаж верхолазных работ не менее одного года и разряд не ниже 3-го. Рабочие, впервые допускаемые к верхолазным работам, в течение одного года должны работать под непосредственным надзором опытных рабочих, назначенных приказом руководителя организации.
Верхолазными считаются работы, выполняемые на высоте более 5 м от поверхности земли, перекрытия или рабочего настила, над которым производятся работы непосредственно с конструкции при их монтаже или ремонте. При этом основным средством, предохраняющим работающих от падения с высоты, является предохранительный пояс (СНиП III-4-80 § 1.9).
5.1.5. Производство работ одновременно в двух или более ярусах по одной вертикали разрешается только при наличии предохранительных полков или перекрытия между этими ярусами.
5.1.6. Ремонтные работы на мостах (кроме путевых) разрешается производить только в защитных касках.
5.1.7. Подача приспособлений, деталей, материалов и инструмента массой до 10 кг наверх и спуск их на землю должны производиться при помощи «удочки»: до 25 кг — «удочкой» через ролик и свыше 25 кг — при помощи полиспаста или лебедки.
5.1.8. Проходы для рабочих, расположенные на уступах, откосах и косогорах с уклоном более 20O, необходимо оборудовать стремянками или лестницами с перилами.
5.1.9. В местах переездов и переходов через канавы и траншеи для обеспечения безопасности пешеходного движения должны быть устроены мостики шириной не менее 0,8 м с перилами высотой 1,0 м и бортовыми досками высотой 15 см.
5.1.10. Колодцы, шурфы, устья шахт и другие вертикальные выработки в рабочей зоне должны быть закрыты или ограждены специальными барьерами.
5.1.11. Перемещение подмостей и люлек в поперечном и продольном направлении при ветре скоростью более 10 м/с не допускается. Перед перемещением передвижные подмости и люльки должны быть освобождены от материалов, тары и на них не должно быть людей.
5.1.12. Все работы на искусственных сооружениях в темное время должны производиться при освещении, соответствующем требованиям ОСТ 32.9 — 81. Освещенность должна быть равномерной, без слепящего действия на работающих осветительных приспособлениях. Во стремя работы должны освещаться рабочие места, а также все переходы, стремянки и места подъема и складирования материала.
5.1.13. Освещение охраняемых мостов устраивается в соответствии с особыми указаниями, а неохраняемых мостов — в зависимости от необходимости по решению начальника дороги. Большие мосты длиной более 300 м должны быть обеспечены продольным энергоснабжением.
5.1.14. Для оповещения о приближении поезда рабочих, занятых на работах по осмотру и содержанию искусственных сооружений без ограждения сигналами остановки или уменьшения скорости, должен устанавливаться сигнальный знак «С». Мосты и тоннели по перечню, утвержденному начальником, дороги, оборудуются оповестительной сигнализацией и заградительными светофорами.
5.1.15. Перед началом работ руководитель обязан указать каждому работнику, куда он должен складывать инструмент, материал и уходить при подходе поезда.
Стоять на тротуаре у перил моста вне площадки убежища во время прохода поезда запрещается.
5.1.16. На охраняемых мостах через реки должны постоянно находиться спасательные приспособления: спасательные круги, веревки, а на воде — всегда готовая к использованию лодка или катер.
5.1.17. При выполнении работ под водой на неохраняемых мостах через постоянные водотоки шириной более 50 м или глубиной более 1,5 м вблизи места работ должны находиться одна или несколько готовых к использованию спасательных лодок или катер со спасательными кругами.

5.2. Приспособления и устройства для безопасного ведения работ при осмотре, содержании и ремонте искусственных сооружений

5.2.1. В качестве смотровых приспособлений на мостах и путепроводах должны применяться: подвижные тележки, откидные платформы, подвесные подмости, люльки, специальные устройства и плавучие средства. Смотровые приспособления по своей конструкции должны обеспечивать возможность осмотра сооружений также и в труднодоступных местах.
Тип и число смотровых приспособлений зависят от характера сооружения и определяются его проектом.
Смотровые приспособления должны быть в постоянной исправности и годными не только для осмотра, но и для выполнения работ по ремонту искусственных сооружений.
5.2.2. Для осмотра и содержания опорных частей и подферменных площадок мосты с опорами высотой более 3 м должны иметь ограждающие перила по периметру подферменной площадки и лестницы для спуска с проезжей части моста.
При недостаточных размерах подферменных площадок для указанных целей в случае невозможности использования других средств должны устраиваться в верхней части опор смотровые приспособления — «балконы».
На эксплуатируемых мостах перила на подферменных площадках при высоте опор более 3 м и «балконы» должны устраиваться в плановом порядке.
5.2.3. У каждого конца моста, путепровода и трубы при высоте насыпи более 2 м должен быть один, а при необходимости два постоянных лестничных схода по откосам.
5.2.4. Подвесные леса и подмости для работ на мостах должны быть устроены по проекту, утвержденному главным инженером дистанции пути, прочно и надежно подвешены и ограждены перилами высотой не менее 1 м.
Подвесные леса и подмости после их монтажа могут быть допущены к эксплуатации только после того, как они выдержат испытания в течение 1 ч статической нагрузкой, превышающей нормативную на 20%. Подъемные подмости, кроме того, должны быть испытаны на динамическую нагрузку, превышающую нормативную на 10%. Результаты испытаний должны быть оформлены актом или в общем журнале работ.
В случаях многократного использования подвесных лесов и подмостей они могут быть допущены к эксплуатации без испытаний при условии, что конструкция, на которую они подвешиваются, проверена на нагрузку, превышающую расчетную не менее чем в 2 раза.
Ширина подмостей должна быть не менее 1 м. При движении по подмостям вагонеток ширина их должна увеличиваться с учетом оставления прохода шириной не менее 1 м.
Состояние подмостей и люлек должно проверяться мастером или прорабом ежедневно до начала работ.
5.2.5. Поднятые и установленные на место рамы или элементы подмостей необходимо немедленно закрепить связями в соответствии с проектом.
5.2.6. На эксплуатируемых мостах подмости и люльки необходимо располагать вне габарита приближения строений. Устраивать переходы между висячими люльками не разрешается.
5.2.7. Крючья для подвески подмостей должны быть заранее испытаны нагрузкой, вдвое превышающей рабочую с продолжительностью испытания не менее 15 мин. Испытание оформляется актом.
Навешивание крючьев и петель для подвесных подмостей и устройство подвесных подмостей необходимо поручать только опытным верхолазам. Места для навески крючьев и петель определяются заблаговременно. Крючья и пальцы подвесных монтажных подмостей должны укрепляться на элементах монтируемых подмостей до их подъема.
5.2.8. Диаметры стальных канатов для подъема лесов и люлек должны быть проверены расчетом и иметь запас прочности не менее девятикратного.
5.2.9. Выбраковку находившихся в работе стальных канатов (тросов) следует производить по числу обрывов проволок на длине одного шага свивки согласно Правилам устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов.
5.2.10. Тросы для подъема и опускания должны пропускаться через надежно закрепленные блоки. Тросы во избежание повреждения не должны касаться элементов конструкции.
5.2.11. По окончании работ люльки необходимо опускать, рукоятки лебедки снимать. В нерабочее время лебедка должна находиться в положении, исключающем возможность приведения ее в действие посторонними лицами.
5.2.12. Лебедки, служащие для подъема и опускания люлек, должны устанавливаться на самих люльках или на пролетном строении вне габарита приближения строений.
Прикреплять лебедки к пролетному строению следует хомутами или болтами.
Лебедки, устанавливаемые на земле, должны быть загружены балластом, вес которого должен не менее чем в 2 раза превышать тяговое усилие лебедки. Балласт должен быть закреплен на раме лебедки.
5.2.13. Все ручные подъемные лебедки должны быть снабжены автоматически действующими двойными тормозными устройствами. Запрещается работать лебедкой с неисправными тормозами.
5.2.14. Люльки должны иметь плотный настил и сетчатые или дощатые ограждения с четырех сторон высотой не менее 1,2 м.
Работник, находящийся в подвесной люльке, должен применять предохранительный пояс с веревкой для прикрепления к надежному элементу моста или конструкции сооружения.
5.2.15. Перед применением предохранительных поясов следует убедиться в их исправности. Пояса должны иметь паспорт, номер и дату очередного испытания.
Перед выдачей, а также в процессе эксплуатации пояса должны испытываться через каждые 12 мес статической нагрузкой, равной 225 кгс, о чем должна быть сделана запись в месте нанесения маркировки.
5.2.16. Переносные (приставные) лестницы должны быть со ступеньками, врезанными или вдолбленными в тетивы, и стянуты металлическими стяжками. Применение лестниц со ступеньками, пришитыми гвоздями, не допускается. Не допускается также наращивание лестниц. Длину лестницы принимают такой, чтобы можно было работать со ступеньки, находящейся от верхнего конца лестницы на расстоянии не менее 1 м.
Длина переносной лестницы должна быть не более 5 м. Концы переносных лестниц должны быть снабжены штырями при установке их на мягкий грунт или резиновыми башмаками при установке их на твердое основание.
Переносные лестницы перед эксплуатацией необходимо испытать статической нагрузкой 120 кгс, приложенной к одной из ступеней в середине пролета лестницы, находящейся в эксплуатационном положении. В процессе эксплуатации деревянные лестницы необходимо испытывать каждые полгода.
5.2.17. Не допускается применять в качестве подмостей стремянки с уложенными на них досками, а также отдельные доски, уложенные на элементах пролетных строений и не скрепленные в щиты.
5.2.18. Леса, подмости и подобные им конструкции должны устраиваться из доброкачественного лесоматериала хвойных пород не ниже второго сорта, скрепляться болтами, скобами, гвоздями, не иметь выступающих или не пришитых досок, торчащих гвоздей и т. п.
5.2.19. Настилы, проходы, лазы и стремянки должны быть ограждены прочными перилами высотой не менее 1 м, а в нижней части иметь бортовую доску высотой не менее 15 см. Доски настила должны быть прочно пришиты.

5.3. Основные меры безопасности при работах по осмотру, содержанию, ремонту и окраске искусственных сооружений

5.3.1. Проезжую часть мостов с ездой понизу необходимо осматривать и очищать при помощи имеющихся смотровых приспособлений, а при отсутствии их — со специально закрепленного дощатого настила, уложенного по связям и нижним поясам ферм и имеющего перила.
Пролетные строения с ездой поверху надо осматривать и очищать: внутри — с дощатого настила, уложенного на уголки связей и закрепленного, а снаружи — со смотровых приспособлений, с подвесных люлек или подмостей.
Осмотр и работы по содержанию высоких арочных мостов должны производиться со специальных смотровых устройств, сооружаемых в зависимости от конструкции моста. При отсутствий специальных смотровых обустройств работы допускается производить с подвесных люлек, подмостей и других приспособлений.
5.3.2. В местах производства работ настилы, проходы и стремянки должны очищаться от грязи, снега, льда и в зимнее время посыпаться песком.
Проходы и проезды в местах расположения лесов и подмостей должны закрываться и снабжаться предупредительными надписями.
5.3.3. Рабочие должны подниматься на подмости и на собранные металлические конструкции по стремянкам или специальным входным лестницам. Работать механизированным инструментом с приставных лестниц запрещается.
Подниматься или опускаться по раскосам и другим элементам конструкций допускается только верхолазам с разрешения мастера или прораба.
5.3.4. Работающие с лакокрасочными материалами и летучими органическими растворителями должны строго выполнять правила личной гигиены и промсанитарии, знать безопасные методы ведения окрасочных работ, средства и меры защиты от токсичных веществ. При окраске пистолетами-распылителями запрещается применять краски, содержащие свинец и бензол. Применение этилированного бензина и бензола в качестве растворителя запрещается.
Лакокрасочные материалы со свинцовыми пигментами необходимо наносить только кистью или валиком. Такие материалы допускаются к применению лишь только в готовом виде, перетертые на олифе.
Насыпание, пересыпание, дробление и просеивание сухих красок допускаются только в помещении, оборудованном механической вентиляцией для удаления пыли.
Окраску перхлорвиниловыми красками, имеющими высокую токсичность, следует производить только в изолирующих респираторах или пневмокостюмах.
5.3.5. При проведении окраски мостовых конструкций должны выполняться требования Санитарных правил при окрасочных работах с применением ручных распылителей N 991 — 72.
5.3.6. Работу по антисептированию деревянных мостов для защиты древесины от гниения необходимо выполнять в часы наименьшего солнечного облучения.
Выгрузка, хранение и приготовление антисептиков должны производиться в соответствии с санитарными правилами по хранению, транспортированию и применению ядохимикатов.
Помещение для приготовления паст должно быть изолировано от других рабочих, служебных и жилых помещений и оборудовано приточно-вытяжной вентиляцией.
Для предохранения открытых участков кожи рабочие должны применять спецодежду и предохранительную пасту. По окончании работы необходимо принять теплый душ.
5.3.7. Пневматическое оборудование, механизмы и инструменты, применяемые при выполнении ремонтных работ на мостах, должны быть испытаны в установленном порядке и опробованы перед началом работ.
Запрещается пользоваться установками и аппаратами, работающими под давлением, при отсутствии или неисправности манометров и предохранительных клапанов. Исправность манометров необходимо проверять ежедневно перед началом смены.
5.3.8. При сплошной замене мостовых брусьев и при укладке безбалластного мостового полотна, выполняемых путеукладочными или консольными кранами, должны соблюдаться меры безопасности при работе с этими кранами.
При одиночной замене мостовых брусьев с выдвижением их в сторону от мостового полотна для выполнения работы и обеспечения безопасности должны применяться приспособления, предохраняющие брусья от падения вниз.
5.3.9. Грузоподъемность винтовых или гидравлических домкратов, применяемых при подъемке пролетных строений, должна превышать вес поднимаемого пролетного строения не менее чем на 25%. При установке домкратов для предотвращения скольжения под подошву и на головку домкратов должны быть уложены фанерные прокладки. Применение прокладок из досок запрещается.
При подъемке или опускании пролетного строения одновременная работа домкратов допускается только на одной опоре. При этом обязательно должны выкладываться страховочные клетки, наращивание или разборку которых производят по мере подъема или опускания пролетного строения.
5.3.10. Работники, выполняющие полевые гидрометрические работы, обязаны уметь обращаться с плавучими и спасательными средствами.
При промерных работах должны использоваться исправные устойчивые плавучие средства (лодки, катера, суда, баржи), находящиеся в ведении одного ответственного лица. Управление самоходным судном может быть доверено только рулевым, имеющим право вождения судна. Каждое самоходное судно должно иметь для сигнализации: стационарные сигнальные фонари; акустический сигнал, слышимый на расстоянии не менее 1 км; флаг белого цвета для отмашки; два фонаря с белым и красным огнями.
5.3.11. Плавучие средства должны быть оснащены спасательным кругом, веревкой, ковшом или ведром, а также сумкой с медикаментами и перевязочными средствами. Все находящиеся в промерной лодке и на судне при волнении более 3 баллов должны быть в спасательных жилетах.
5.3.12. На реках со скоростью течения более 2,5 м/с промеры глубин разрешается выполнять только с судов и катеров; при скоростях течения 1,5 — 2,5 м/с — с понтонов и лодок, перемещаемых по тросу; на реках со скоростью течения до 1,5 м/с промеры глубин можно выполнять с гребных лодок. При работах на реках со скоростью течения более 1,5 м/с носовая часть лодок должна быть наглухо закрыта. Большие катера и понтоны должны быть оборудованы перилами. Запрещается плавание и производство работ на лодках и понтонах при ветре свыше 5 м/с или волнении более 3 баллов, на речных катерах — при ветре свыше 7,5 м/с или волнении более 4 баллов, а также при тумане, ледоходе и шуге.
5.3.13. Промерные работы со льда разрешается производить при его толщине не менее 10 см без полыней. При недостаточной прочности такого льда работы можно вести только с настила из досок. Группа, выполняющая работы на льду, обеспечивается веревкой и прочными шестами. Все лунки и проруби диаметром более 20 см должны быть ограждены вешками.
5.3.14. При выполнении всех работ на искусственных сооружениях, помимо данного раздела, необходимо руководствоваться также соответствующими положениями других разделов настоящих Правил. При производстве ремонтных работ, на которые имеются утвержденные технологические правила, необходимо руководствоваться также дополнительными мерами безопасности ведения этих работ, предусмотренными правилами.

5.4. Меры безопасности при осмотре и производстве работ в тоннелях

5.4.1. Пребывание в тоннеле разрешается только лицам, занятым осмотром, производством обследовательских или ремонтных работ.
Складирование материалов и инструмента в тоннеле около стен допускается только на время производства работ.
Руководитель работ обязан следить, чтобы материалы и инструмент занимали устойчивое положение с соблюдением габарита. Ниши, предназначенные для укрытия рабочих, и подходы к ним должны быть свободными. Мусор из тоннеля удаляется во время технологического «окна» и по окончании работ.
5.4.2. В тоннелях длиной более 300 м на прямых и более 150 м на кривых участках пути должно быть постоянное электрическое освещение, обеспечивающее наименьшую горизонтальную освещенность на уровне головки рельсов 1 лк.
Работы в тоннелях по осмотру и обмеру обделки, удалению слабых камней, расшивке швов, нанесению набрызгбетона, перекладке деформированных частей обделки, замене рельсов, шпал, очистке дренажных лотков допускаются при освещенности в вертикальной плоскости на уровне различно ориентированной рабочей поверхности не менее 50 лк, а погрузочно-разгрузочные работы — не менее 20 лк на уровне поверхности балласта по горизонтальной плоскости.
На стене тоннеля и в нишах при наличии постоянной электросети должны быть установлены штепсельные розетки для подключения понижающих переносных трансформаторов, питающих переносные светильники.
5.4.3. Электрические светильники общего и рабочего освещения тоннеля должны быть пыле- и влагонепроницаемыми, легко очищаемыми, а их конструкция должна обеспечивать защиту глаз работников локомотивных бригад и тоннельных рабочих от прямого света.
5.4.4. Места производства работ внутри тоннеля обеспечиваются электроосвещением напряжением 12 В.
5.4.5. При текущем осмотре и проходе по тоннелю необходимо иметь переносные индивидуальные фонари независимо от наличия постоянного электроосвещения.
5.4.6. Наблюдение за исправностью электроосвещения в тоннеле должен осуществлять тоннельный мастер, а в местах производства работ — руководитель работ.
5.4.7. Рабочие, находящиеся в тоннеле и на предпортальном участке, заблаговременно оповещаются о приближении поезда специально устроенной автоматической светозвуковой сигнализацией.
При отсутствии указанной сигнализации или ее неисправности руководитель работ выставляет с обеих сторон (за порталами тоннеля не ближе чем за 1 км от места работы) сигналистов, связанных с руководителем работ телефонной связью. Телефонная связь руководителя работ с сигналистами может заменяться таким числом промежуточных сигналистов, снабженных сигнальными духовыми рожками, при котором надежно обеспечивается оповещение о приближении поезда.
При работах в тоннелях длиной более 100 м для получения извещения об отправлении поездов руководитель работ должен иметь телефонную связь с ближайшими станциями или поездным диспетчером.
5.4.8. При работах на предпортальных участках руководитель работ должен руководствоваться пп. 2.2.1 и 2.3.7 настоящих Правил.
Если крутые откосы выемок, подпорные стены и т. п. не позволяют разместиться рабочим сбоку от рельсовой колеи, то место работ должно ограждаться сигналами остановки с выдачей предупреждения поездам.
5.4.9. Перед проходом поезда по тоннелю рабочие должны укрыться в нишах.
5.4.10. Для улучшения видимости камеры и ниши (по периметру) должны быть окрашены в белый цвет или обрамлены плитками белого цвета. На стенках тоннеля стрелками указываются направления к ближайшим камерам и нишам.
5.4.11. Для производства работ на одном из путей двухпутного тоннеля перед проходом поезда по соседнему пути руководитель работ должен дать сигнал о прекращении работы и команду убрать инструмент и укрыться в нишах, указанных заранее каждому рабочему.
В случае закрытия одного из путей двухпутного тоннеля рабочие, работающие на действующем пути, перед проходом поезда могут становиться в один ряд у стены со стороны недействующего пути или укрыться в нишах.
5.4.12. После прохода поезда руководитель работ, убедившись, что видимость в тоннеле восстановилась, разрешает рабочим выйти из ниш и приступить к работам.
5.4.13. При поступлении сведений об отключении вентиляции из-за неисправности ее уже в процессе выполнения работ, при задержке состава в тоннеле, при визуально определяемой стойкой задымленности тоннеля руководитель работ должен дать указание о немедленном применении противогазов, которыми рабочие заранее обеспечиваются до начала работ в тоннеле, организации контрольных замеров, срочных ремонтных работ вентиляции.
5.4.14. В тоннелях длиной более 500 м, а также во всех плохо проветриваемых тоннелях (при подозрении на застой в нем загрязненного воздуха) периодически отбираются контрольные пробы воздуха для анализа в его составе продуктов неполного сгорания топлива (окислы азота, окись углерода, сернистый ангидрид). Периодичность и места отбора проб определяют органы санитарного надзора. Дистанции пути, обслуживающие тоннели, должны быть обеспечены пробоотборниками типа ГХ и индикаторными трубками для обеспечения экспресс-анализа. При поступлении от работающих в тоннеле заявлений на признаки отравления (головную боль, раздражение дыхательных органов и т. д.), а также при подозрении на возможность загрязнения тоннеля природными газами (сероводород и др.) руководитель работ должен принять срочные меры к организации выхода рабочих в противогазах из тоннеля, первой помощи пострадавшим и проведения контрольных химических исследований.
В зависимости от результатов анализа по согласованию с врачебно-санитарной службой дороги корректируется режим и распорядок работы людей в тоннеле.
5.4.15. Двигатели внутреннего сгорания мощностью свыше 4,4 кВт, применяемые при ремонтных работах, должны устанавливаться вне тоннеля. Использование этилированного бензина для двигателей, работающих в тоннелях, запрещается. Двигатели, устанавливаемые в тоннеле, должны быть оборудованы нейтрализаторами.
5.4.16. При всех видах ремонта пути в тоннеле, не требующих снятия напряжения с контактной сети в период его проведения, следует использовать электровозную тягу для транспортировки несамоходных путевых машин.
5.4.17. При составлении технологических схем ремонта пути в тоннеле при снятии напряжения необходимо отдавать предпочтение самоходным машинам, исключающим дополнительное применение тепловозной тяги. Для каждого тоннельного участка управление дороги на основании проверки уровня загрязненной воздушной среды в тоннеле с учетом графика движения поездов утверждает режимы путевых работ в тоннелях.
5.4.18. Бригады монтеров пути, работающие в тоннеле, при пропуске путевых машин, а также машинисты и их помощники в ходе этих работ должны быть обеспечены противогазами с аэрозольными фильтрами. Количество монтеров пути, находящихся в тоннеле при пропуске машин, должно быть не более, чем заложено в технологическом процессе. Все вспомогательные и заключительные работы должны проводиться не ранее чем через 30 мин после выхода последней машины из тоннеля.
5.4.19. При паро- или тепловозной тяге в тоннелях длиной более 1 км, а также в случае недостаточного естественного проветривания во всех тоннелях независимо от длины и вида тяги необходимо устраивать в плановом порядке искусственную вентиляцию по специальному проекту.
5.4.20. При выполнении работ вентиляционные системы, оборудованные в тоннелях в соответствии со СНиП II-44-78 «Тоннели железнодорожные и автомобильные», должны работать в технологическом режиме согласно паспортным данным на вентсистему.
5.4.21. За исправной работой вентиляционных систем тоннеля должен быть установлен постоянный контроль. Периодичность и объем исследований по лабораторному контролю за содержанием в воздухе тоннеля вредных веществ должны быть согласованы с органами Государственного санитарного надзора.
5.4.22. Работники, обслуживающие тоннели, должны знать правила пользования противогазами и ухода за ними.
5.4.23. К руководству работами, связанными с перекладкой тоннельной обделки и обратных сводов, с проходкой штолен и вентиляционных шахт, допускаются только лица, имеющие право на производство горных работ. При этом необходимо руководствоваться Правилами техники безопасности и производственной санитарии при производстве работ по реконструкции и капитальному ремонту искусственных сооружений.
5.4.24. Все крепления (временные и постоянные), устанавливаемые в тоннелях, должны быть прочными и удовлетворять требованиям габаритов, а также других условий обеспечения безопасности движения поездов.
5.4.25. Взрывные работы в тоннелях должны производиться по Единым правилам безопасности по ведению взрывных работ и по специально разработанным проектам, согласованным с горно-технической инспекцией.