Главная >> Подвижной состав >> Вагоны промышленного железнодорожного транспорта

Назначение чугуновозов - Вагоны промышленного железнодорожного транспорта

Оглавление
Вагоны промышленного железнодорожного транспорта
Исторический очерк развития вагонного парка
Элементы конструкций вагонов, характеристика
Колесные пары
Колеса и их типы
Буксы
Буксы с подшипниками скольжения
Упругие элементы и гасители колебаний
Особенности конструкций гасителей колебаний
Тележки грузовых вагонов
Двухосные тележки
Многоосные тележки
Конструкция тележек специализированных вагонов промышленного транспорта
Ударно-тяговые устройства
Механизм автосцепки СА-3
Расцепной привод, ударно-центрирующее и упряжное устройства
Поглощающие аппараты автосцепки
Вагоны общего назначения
Назначение и устройство вагонов типа хоппер
Назначение и конструкции полувагонов
Типы транспортеров
Назначение и общая характеристика цистерн
Устройство цистерн общего назначения
Специальные цистерны
Специализированные вагоны промышленного транспорта
Конструкция полувагонов с глухим полом, вагонов для перевозки щепы, нефтебитума и леса в хлыстах
Назначение и типы вагонов-самосвалов
Платформы для перевозки горячего чушкового чугуна и тяжеловесной обрези
Технологический подвижной состав
Назначение чугуновозов
Назначение и устройство коксотушильных вагонов, вагонов-трансферкаров
Конструктивные особенности специальных тележек для изложниц и мульд
Сведения о зарубежных вагонах промышленного транспорта
Сведения о европейских вагонах промышленного транспорта
Обоснование выбора типов и параметров грузовых вагонов
Назначение габаритов вагонов
Нагрузки
Материалы, применяемые в вагоностроении

Назначение чугуновозов, особенности их конструкций
Чугуновозы предназначены для транспортирования жидкого чугуна от доменной печи к разливочной машине или в сталеплавильный цех к миксерам, а также от миксеров к сталеплавильным агрегатам. На разливочной машине осуществляется разливка жидкого чугуна в специальные формы — мульды, охлаждение и освобождение .их от затвердевших чушек чугуна. Миксер служит для хранения запаса жидкого чугуна, чтобы обеспечить независимую от доменного процесса работу сталеплавильных агрегатов. В миксере выравниваются химический состав и температура чугуна. На большинстве металлургических предприятий страны широко используются чугуновозы грузоподъемностью 50, 100, 140 и 175—200 т.
Четырехосный чугуновоз грузоподъемностью 50 т (рис. 9.7) постройки ДЗМО имеет некоторое конструктивное сходство со шлаковозом: он имеет ковш, раму-платформу с типовой автосцепкой СА-3 и две двухосные тележки типа ДВЗ-30.

Рис. 9.7. Чугуновоз грузоподъемностью 50 т.
Чугуновоз

Рама сварная, образуется двумя лафетами, которые соединены двумя боковыми балками изогнутой формы. В отличие от шлаковоза чугуновоз не имеет специального механизма опрокидывания ковша.
Ковш 2 сварной и состоит из трех частей: горловины, средней цилиндрической части и днища. Горловина ковша представляет собой неправильный усеченный конус с круглым нижним основанием и эллиптическим отверстием вверху. Она сварена из четырех стальных листов толщиной 20 мм и крепится фланцем основания к цилиндрической части ковша с помощью болтов. К цилиндрической части диаметром 2140 мм снизу приварено днище. Оно выполнено в виде усеченного конуса со сферическим донышком. Внутри ковш футерован огнеупорным шамотным кирпичом.

В стенки ковша диаметрально вварены две стальные литые щеки 4, каждая из которых имеет две лапы 5 с зевами, две нижние цапфы 3 и верхнюю центральную цапфу 1. Нижними цапфами 3 ковш устанавливается на опоры 6 лафетов рамы. Верхние цапфы 1 предназначены для подъема ковша заливочным краном с рамы чугуновоза.
Чугуновозы у доменной печи загружаются наливом по желобам с отсекающими устройствами. При сливе чугуна на стенде разливочной машины сначала ковш опрокидывается на двух цапфах 3, а затем на лапах 5. Крюк крана или кантовальной лебедки при опрокидывании ковша крепится за специальный валик, установленный в двух проушинах днища ковша. Внутренние размеры ковша позволяют перевозить 50 т жидкого чугуна. Чтобы чугун не расплескивался, ковш на 330 мм от верхней кромки оставляют незаполненным. Материал ковша и рамы чугуновоза — сталь марки СтЗ.
Четырехосный чугуновоз грузоподъемностью 100 т постройки УЗТМ и Дебальцевского завода по ремонту металлургического оборудования по конструкции аналогичен чугуновозу грузоподъемностью 50 т. Вначале этот чугуновоз имел полезную грузоподъемность 80 т. В дальнейшем она была увеличена до 100 т при сохранении длины чугуновоза по осям автосцепок (8200 мм). Это было достигнуто выполнением ковша с овальным поперечным сечением (3260X3040 мм).
Корпус ковша сварен из листов толщиной 25 мм (сталь марки СтЗ). Горловина ковша соединяется с корпусом фланцами и болтами. В верхней ее части прикреплены болтами два литых стальных носка, через которые производится разливка жидкого чугуна. К ковшу с двух противоположных сторон приварены литые щеки, имеющие по две лапы и три цапфы. Лафеты и две изогнутые боковые балки рамы сварены из листовой стали толщиной 30, 40 и 60 мм с использованием двутавровых балок (№36).
Рама чугуновоза опирается коническими пятниками на две двухосные специальные тележки. Тележка (рис. 9.8) не тормозная, характеризуется допускаемой осевой нагрузкой 392 кН (40 тс), массой 7046 кг и базой 1300 мм. Основные узлы тележки — две литые боковины 3 с полукрышками 1, соединяемыми болтами 2 (М30Х Х400) и образующими буксу; литая усиленная надрессорная балка 4 с боковыми скользунами 5 и подпятником 6 диаметром 400 мм со шкворнем 8 диаметром 50 мм; два .рессорных комплекта, каждый из которых размещается в специальной обойме 11 боковины 3; поперечная балка 9, связывающая боковины и две специальные колесные пары. Колесная пара сформирована из цельнокатаных стальных колес диаметром по кругу катания 840 мм. Ось усиленная. Диаметр шейки оси 170 мм, предподступичной части — 200 мм, подступичной и средней частей — 230 мм. В буксе размещается двухрядный сферический, подшипник с наружным диаметром 380 мм. Рессорный комплект тележки состоит из шести двухрядных цилиндрических пружин. Диаметры прутков наружной и внутренней пружин равны соответственно 33 и 16 мм.
Четырехосный чугуновоз грузоподъемностью 140 т выпускается УЗТМ. Его конструктивное оформление подобно шлаковозам грузоподъемностью 50 и 100 т.
Грушевидной формы ковш чугуновоза состоит из корпуса и надставки. Они изготавливаются цельносварными из листовой стали марки 09Г2ДТ или 09Г2Т толщиной 28 мм и соединяются между собой болтами. Корпус цилиндрической формы .имеет круглое поперечное сечение диаметром 3594 мм.
Двухосная тележка для чугуновоза
Рис. 9.8. Двухосная тележка для чугуновоза грузоподъемностью 100 т.
Снаружи к ковшу приварены те же вспомогательные детали, что и для ковшей грузоподъемностью 50 и 100 т. Внутри ковш также футеруется кирпичом.
Рама, как обычно, с опущенной средней частью. Она выполнена в виде сварной конструкции из листовой низколегированной стали марки СХЛ4 толщиной 20—25 мм. Высота соединительной балки 300 мм, высота опор для ковша 800 мм. Рама оборудована автосцепками СА-3 и опирается на две специальные двухосные тележки с допускаемой осевой нагрузкой 510 кН (52 тс). Тележка (рис. 9.9) имеет базу 1500 мм. Масса тележки 7750 кг, статический прогиб под расчетной массой брутто чугуновоза 25 мм. Рассматриваемая тележка состоит из тех же частей, что и чугуновозная тележка с базой 1300 мм, и отличается от последней только геометрическими размерами боковин и надрессорной балки, а также усиленным центральным рессорным подвешиванием. Каждый из двух рессорных комплектов состоит из девяти двухрядных цилиндрических пружин. Максимальное число груженых чугуновозов, одновременно передвигаемых в составе, шесть.
Восьмиосный чугуновоз грузоподъемностью 175—200 т (рис. 9.10) спроектирован УЗТМ. Отличительная особенность его конструкции — отсутствие общей рамы.

Рис. 9.9. Двухосная тележка для чугуновоза грузоподъемностью 140 т.

Восьмиосный чугуновоз
Рис. 9.10. Восьмиосный чугуновоз.
Бочкообразной формы ковш чугуновоза, опираясь непосредственно на четырехосные тележки, соединяет их и является самонесущим. Отсутствие общей рамы уменьшает массу чугуновоза и не ограничивает угла наклона ковша, позволяя ему вращаться вокруг своей продольной оси. Ковш сварной, горловина его овальная, большая ось овала перпендикулярна оси пути. Внутри ковш футеруется огнеупорным кирпичом.

Таблица 9.2. Основные технические характеристики чугуновозов

 

Чугуновоз

Параметр

четырехосный

восьмиос
ный

Грузоподъемность ковша, т

50

100

140

175—200

Тара чугуновоза, т

32,24

58

65

136

Коэффициент тары

0,65

0.58

0,465

0,68

Максимальная нагрузка на ось, кН(тс)

201
(20,5)

392
(40)

510
(52)

412
(42)

Длина по осям сцепления автосцепок, мм

8200

8200

9000

16400

База чугуновоза, мм

4100

4160

5000

92600

Наибольшая ширина чугуновоза, мм Высота от головок рельсов, мм

3140

3600

3600

3325

до верха ковша

3500

4210

4300

4183

до оси опорных цапф ковша

2050

2230

2374

2445

Габаритные размеры ковша, мм длина вверху с цапфами

3460

3950

4660

 

высота

3070

3370

4100

 

Скорость движения в груженом состоянии, км/ч

5

5

5

5

Механизм поворота ковша состоит из электродвигателя мощностью 11 кВт, редуктора и системы зацепления. Пусковое электрооборудование вынесено на посты управления, расположенные в местах разгрузки чугуновоза. Опоры ковша представляют собой литую стальную плиту с двумя подшипниками, на которые опираются цапфы ковша.

Каждая из двух опорных плит связана с соединительной  балкой ходовой части посредством тарельчатого подпятника, опирающегося на сферический сухарь. Такая связь обеспечивает равномерное давление на опорные поверхности и необходимую подвижность их при движении чугуновоза.
Четырехосная тележка чугуновоза образована двумя двухосными чугуновозными тележками с базой 1300 мм и допускаемой осевой нагрузкой 392 кН (40 тс).
Чугуновозы описанных конструкций работают периодически—в сутки 6— 8 рейсов. Среднее время движения чугуновоза с жидким чугуном составляет 20 — 30 мин.
Основные технические характеристики несамоходных чугуновозов приведены в табл. 9.2.



 
« Вагоны метрополитена   Вагоны промышленного транспорта »
железные дороги