Главная >> Подвижной состав >> Вагоны промышленного железнодорожного транспорта

Конструкция тележек специализированных вагонов промышленного транспорта - Вагоны промышленного железнодорожного транспорта

Оглавление
Вагоны промышленного железнодорожного транспорта
Исторический очерк развития вагонного парка
Элементы конструкций вагонов, характеристика
Колесные пары
Колеса и их типы
Буксы
Буксы с подшипниками скольжения
Упругие элементы и гасители колебаний
Особенности конструкций гасителей колебаний
Тележки грузовых вагонов
Двухосные тележки
Многоосные тележки
Конструкция тележек специализированных вагонов промышленного транспорта
Ударно-тяговые устройства
Механизм автосцепки СА-3
Расцепной привод, ударно-центрирующее и упряжное устройства
Поглощающие аппараты автосцепки
Вагоны общего назначения
Назначение и устройство вагонов типа хоппер
Назначение и конструкции полувагонов
Типы транспортеров
Назначение и общая характеристика цистерн
Устройство цистерн общего назначения
Специальные цистерны
Специализированные вагоны промышленного транспорта
Конструкция полувагонов с глухим полом, вагонов для перевозки щепы, нефтебитума и леса в хлыстах
Назначение и типы вагонов-самосвалов
Платформы для перевозки горячего чушкового чугуна и тяжеловесной обрези
Технологический подвижной состав
Назначение чугуновозов
Назначение и устройство коксотушильных вагонов, вагонов-трансферкаров
Конструктивные особенности специальных тележек для изложниц и мульд
Сведения о зарубежных вагонах промышленного транспорта
Сведения о европейских вагонах промышленного транспорта
Обоснование выбора типов и параметров грузовых вагонов
Назначение габаритов вагонов
Нагрузки
Материалы, применяемые в вагоностроении

Конструктивные особенности тележек специализированных вагонов промышленного транспорта
Многие специальные вагоны промышленного транспорта отличаются от вагонов общего назначения повышенными осевыми нагрузками — 245— 344 кН (25 — 35 тс). Естественно, что для специальных вагонов не могут применяться типовые тележки, рассмотренные в 5.2. Поэтому были созданы грузовые тележки усиленной конструкции, допускающие повышенные осевые нагрузки. В частности, для вагонов-самосвалов грузоподъемностью 82—85 т, платформ для чушкового чугуна и тяжеловесной обрези, вагонов для агломерата Днепродзержинский вагоностроительный завод освоил изготовление двухосных тележек типа ДВЗ.
Двухосные тележки типа ДВЗ-ЗО на подшипниках скольжения с нагрузкой от оси на рельс 294 кН (30 тс) строились с 1959 г. Конструкция этой тележки (рис. 5.13) аналогична тележке типа ЦНИИ-ХЗ-О. Она включает в себя те же основные узлы: две колесные пары 1 с буксами 2 на подшипниках скольжения, две литые боковины 3, два комплекта центрального рессорного подвешивания 4 с фрикционными гасителями колебаний 5 и литую надрессорную балку.

Рис. 5.13. Тележка типа ДВЗ-30 на подшипниках скольжения.
Тележка   ДВЗ-30
Поскольку тележка испытывает увеличенные нагрузки, ее несущие узлы усилены. Так, в боковине увеличены размеры вертикальных и горизонтальных стенок. В надрессорной балке усилена зона расположения подпятника, в консольной части толщина внутреннего ребра увеличена до 16 мм. Внутренняя пружина рессорного комплекта изготовлена из прутка диаметром 22 мм, а наружная — из прутка диаметром 34 мм.
тележка ДВЗ
Рис. 5.14. Общий вид тележки типа ДВЗ на подшипниках качения.
оковина тележки типа ДВЗ
Рис. 5.15. Боковина тележки типа ДВЗ на подшипниках качения.

Внутренняя и наружная пружины тележки типа ЦНИИ-Х3-О изготовлены из прутков диаметром соответственно 19 и 30 мм. Ось колесной пары отличается увеличенными размерами ее элементов. Диаметр шейки оси равен 155 мм, а длина ее 280 мм (против соответственно 145 и 254 мм оси III типа). Диаметр предподступичной части увеличен до 185 мм, средней части — до 183 мм. Масса тележки ДВЗ-30 равна 5460 κг, база ее 1850 мм.
Опытная партия двухосных тележек типа ДВЗ на роликовых подшипниках (модель 18-477) была изготовлена и испытана в 1971 г. Конструкция этой тележки (рис. 5.14) допускает осевую нагрузку до 344 кН (35 тс). Масса ее 5940 кг, база 1850 мм.
Колесная пара тележки состоит из двух цельнокатаных колес диаметром 950 мм, соединенных прессовой посадкой с осью. Ось изготавливается из стали ОСВ. Конструктивно она выполнена с учетом установки подшипников качения и отличается от серийной оси типа РУ увеличенными диаметрами шейки (160 мм против 135 мм), предподступичной части (198 мм против 165 мм) и подступичной части (222 мм против 194 мм).

Надрессорная балка тележки типа ДВЗ
Рис. 5.16. Надрессорная балка тележки типа ДВЗ на подшипниках качения.

В буксе размещены два серийных цилиндрических подшипника типов 232532Л1 и 42532Л1 размерами: внутренний диаметр 160 мм, наружный диаметр 290 мм и ширина 80 мм.
Боковина рамы (рис. 5.15) литая, усилена путем повышения моментов сопротивления основных сечений.
Надрессорная балка (рис. 5. 16) литая, имеет утолщенные вертикальные стенки и горизонтальные пояса. Существенно увеличены толщины вертикальных ребер жесткости в месте установки подпятника. Отличительной особенностью надрессорной балки является наличие съемного подпятника. Последний представляет собой совокупность кольца 1 и прокладки 2, приклепанных к приливам 3 балки. Такое конструктивное исполнение обусловлено значительными износами в эксплуатации плоскости подпятника и его боковой поверхности. Кольцо и прокладка изготавливаются из стали марки 45. Они приклепаны к балке восемью заклепками.
В каждом комплекте центрального рессорного подвешивания тележки имеется по семь наружных и внутренних пружин. Они характеризуются повышенной жесткостью, изготовлены из прутков диаметром 35 и 22 мм (соответственно наружная и внутренняя).
Шестиосные вагоны-самосвалы грузоподъемностью 100—130 т оборудованы специальными трехосными тележками Уральского вагоностроительного завода. Они эксплуатируются при осевой нагрузке до 295 кН (30 тс).
Трехосные тележки типа УВЗ-7 (рис. 5. 17) применяют в вагонах-самосвалах типа ВС-100 грузоподъемностью 100 т. Масса тележки 7925 кг, база ее 3000 мм. Допускаемая осевая нагрузка равна 245 кН.
Трехосная тележка типа УВЗ-7
Рис. 5.17. Трехосная тележка типа УВЗ-7.
тележка  УВЗ-11А
Рис. 5.18. Трехосная тележка типа УВЗ-11А.

Основные узлы  тележки: три колесные пары 1 с роликовыми подшипниками (колеса стальные цельнокатаные диаметром 950 мм, оси типа РУ, цилиндрические роликовые подшипники на горячей посадке), четыре попарно сочлененные боковые рамы 2; две поперечные балки 3; двенадцать рессорных комплектов 4. Каждый рессорный Комплект расположен на балансире 5 и включает в себя двухрядную цилиндрическую пружину и фрикционный гаситель колебаний. Последний расположен во внутренней пружине и состоит из втулки, внутри которой помещены два клина. Клинья прижимаются к внутренней поверхности втулки нажимным стержнем.
Принципиальной особенностью конструкции тележки типа УВЗ-7 является применение в ней буксового рессорного подвешивания. В отличие от тележки типа УВЗ-1 Ом (имеющей также буксовое рессорное подвешивание) в тележке УВЗ-7 используются не типовые буксы на роликовых подшипниках, а специальные буксы — балансиры. Благодаря этому снижена примерно на 90 кг необрессоренная масса, приходящаяся на колесо.
Трехосная тележка типа УВЗ-11А (рис. 5. 18), допускающая нагрузку от оси на рельсы 245 кН (25 тс), была разработана в целях унификации тележек Уральским вагоностроительным заводом. С этими тележками строились вагоны-самосвалы типа 2ВС-105 (грузоподъемностью 105 т). Основные узлы тележки: три колесные пары 1 (колеса цельнокатаные диаметром 950 мм, оси типа РУ1, типовые буксы для подшипников качения); четыре боковые рамы 2 (две правые и две левые); две надрессорные балки 3\ шкворневая балка с центральным подпятником и шкворнем 4\ четыре комплекта центрального рессорного подвешивания 5.
Каждый комплект рессорного подвешивания состоит из трех двухрядных цилиндрических пружин и четвертой пружины, внутри которой расположен фрикционный гаситель колебаний. Диаметры прутков наружной и внутренней пружин равны соответственно 40 и 22 мм.
Боковые рамы тележки опираются на буксы крайних колесных пар непосредственно, а на буксы средней колесной пары — посредством двух балансиров.
Конструкция тележки включает в себя подбуксовые струнки для предотвращения выпадания колесной пары из буксовых челюстей.
Шкворневая балка, боковые рамы, надрессорные балки, балансиры и корпуса букс отлиты из мартеновской стали, которая по химическому составу и механическим свойствам аналогична стали, используемой для изготовления литых деталей тележки типа цнии-х3-о.
Трехосными тележками типа УВЗ-11,
допускающими нагрузку от оси на рельс до 295 кН (30 тс), оборудованы вагоны-самосвалы грузоподъемностью 130 т. База тележки 3400 мм, масса 9865 кг. Она по устройству аналогична тележке типа УВЗ-11 А, но отличается усиленной осью колесной пары. Усиление оси выполнено за счет увеличения ее диаметра под роликовыми подшипниками и в средней части.



 
« Вагоны метрополитена   Вагоны промышленного транспорта »
железные дороги