Главная >> Подвижной состав >> Техническое обслуживание и текущий ремонт электрооборудования тепловозов

Понятие о политуре коллектора тягового генератора и его шлифование - Техническое обслуживание и текущий ремонт электрооборудования тепловозов

Оглавление
Техническое обслуживание и текущий ремонт электрооборудования тепловозов
Понятие о политуре коллектора тягового генератора и его шлифование
Разборка колесно-моторного блока
Ревизия фитильных польстерных устройств тяговых электродвигателей ЭД-107А, ЭД-118А
Ревизия подбивки моторно-осевых подшипников тяговых электродвигателей ЭДТ-200Б и ЭД-107
Ремонт и подбор вкладышей, уплотнительных колец и хомутов
Сборка и обкатка колесно-моторного блока

Понятие о политуре коллектора.

Политура на поверхности коллектора — это образовавшаяся при работе поверхностная контактная пленка из окиси меди с примесью частиц щеточного материала. Состояние коллектора считается удовлетворительным, если все коллекторные пластины имеют одинаковый цвет от светло-коричневого до блестяще-черного с различными оттенками. Окраска политуры зависит от марки меди и щеток, плотности тока, частоты вращения, температуры коллектора, относительной влажности окружающего воздуха и наличия агрессивных газов в нем. В зависимости от марки щеток и шероховатости поверхности коллектора политура нарабатывается в течение нескольких часов или суток.
Интенсивность окраски политуры не имеет существенного значения, пока работа щеток остается удовлетворительной и на поверхности коллектора нет никаких повреждений. По цвету политуры можно ориентировочно установить рабочее состояние щеточно-коллекторного узла. Наиболее характерные признаки отклонений от нормального состояния в работе тягового генератора по цвету политуры коллектора следующие:
а)  хаотично расположенные по длине коллектора и его окружности отпечатки щеток с более темной окраской по сравнению с остальной рабочей поверхностью коллектора. Такие отпечатки образуются, как правило, при запуске дизеля после продолжительной стоянки или при внезапной остановке дизеля. Такой дефект устраняют шлифовкой;
б)  местные подгары (полосы) по краю коллекторных пластин на одной, двух или группе пластин. По цвету эти полосы темнее остальной поверхности коллектора и слегка шероховаты на ощупь. Такой цвет бывает у коллекторов с выступающими или западающими пластинами, а шероховатость свидетельствует о под-гаре коллектора.
Устраняют этот дефект проточкой коллектора;
в)  подгары посередине коллекторной пластины — по виду более темные узкие полосы вдоль пластин. Такой вид политуры имеет коллектор после плохой шлифовки и продорожки. Чаще всего это происходит оттого, что миканит между пластинами выступает за их края и щетки при вращении якоря, подпрыгивая под выступающим миканитом, образуют полоски подгара на середине пластины. Для устранения такого дефекта требуется продорожка и шлифовка коллектора;
г)   чередование групп пластин светлых и темных (с подга-ром) — на расстоянии, равном двойному полюсному делению. Такой цвет политуры происходит от плохой пайки уравнительных соединений (генератор ГП-311Б) или плохой пайки волновой обмотки в лягушачьей обмотке (генератор МПТ-99/47). В этом случае коллектор шлифуют, а при поступлении в капитальный ремонт обмотку перепаивают;
д)   закономерное чередование пластин — одна светлая, одна темная или одна светлая и две темных. Такой цвет политуры вызывается случайными нарушениями симметрии токораспределения по ходам обмотки и появляется в присутствии паров масла в окружающей среде. Если нет подгара пластин, то такой цвет политуры для работы генератора неопасен. В этом случае коллектор протирают технической салфеткой, смоченной в авиационном бензине;
е)   на поверхности коллектора имеются отдельные участки темного цвета (без четких контуров). Такой цвет политуры, как правило, образуется в результате вибрации генератора из-за неисправности подшипникового узла или других механических повреждений. В этом случае следует определить и устранить механическую неисправность, которая привела к ненормальной работе коллекторно-щеточного узла, а затем прошлифовать коллектор и продуть воздухом;
ж)  на поверхности коллектора контуры более темных участков четкие с вытянутыми по направлению вращения краями. Такой цвет политуры образуется в результате попадания масла на коллектор, при слабом нажатии пружин на щетки. В этом случае необходимо отрегулировать нажатие пружин на щетки и устранить причину попадания масла, коллектор продуть и протереть.

Шлифование коллектора генератора на тепловозе.

Эту операцию производят при появлении на коллекторе подгаров и других дефектов, указанных выше, для устранения которых требуется снять с рабочей поверхности коллектора не более 0,15 мм металла. Для снятия большей величины коллектор протачивают.
До шлифовки коллектора выполняют следующие работы: снимают левый (со стороны привода) средний бракет щеткодержателя, отсоединяют соединительные шины траверсы, поднимают щетки. Для запуска дизеля щетки оставляют только в четырех верхних бракетах. Чтобы угольная и медная пыль не оседала между гибкими петушками (генератор ГП-311), их закрывают. Для этого по шаблону вырезают 10—12 секторов из телефонной бумаги, одну из сторон которых покрывают эмалью холодной сушки (ГФ-92ХС) и наклеивают на предварительно очищенную безворсной салфеткой поверхность петушков. Сегменты наклеивают с перекрытием краев.
После выполнения подготовительных работ устанавливают съемный суппорт, который крепят к ребру щита генератора двумя болтами. На поперечной каретке суппорта устанавливают и крепят винтами два бруска Р-16 или Р-17Б. Продольную подачу суппорта по направляющей (вдоль пластин коллектора) осуществляют маховиком с рукояткой через шестерню и рейку. Поперечную подачу каретки производят винтом.
После закрепления суппорта и регулирования его положения относительно коллектора запускают дизель. Затем на оставшихся четырех щеткодержателях поднимают щетки и приступают к шлифованию, перемещая вручную суппорт с брусками вдоль коллекторных пластин. Шлифовку ведут до получения необходимой чистоты. После шлифовки коллектор продувают чистым, сухим сжатым воздухом; с коллекторных пластин снимают фаски. При этом якорь генератора поворачивают вручную при помощи червячной пары на муфте привода генератора. После этого коллектор вновь шлифуют и продувают, а затем с торцов петушков снимают сегменты из телефонной бумаги и места петушков зачищают и промывают бензином. Снятые щетки устанавливают на место — схема соединения щита с щеткодержателями восстанавливается.
Для получения на рабочей поверхности политуры генератор ГП-311 нагружают током 2200—2300 А на реостат и работает он в течение 6—7 ч. Затем генератор вновь продувают. После шлифовки коллектора износ щеток более интенсивный, чем при наработанной политуре. Поэтому следует обращать внимание на высоту щеток, оставшихся после этих работ на генераторе. Шлифование рекомендуется производить при частоте вращения якоря 400 об/мин (1-я позиция), продольной подаче брусков 1,5— 2 м/мин.
Если по состоянию рабочей поверхности коллектора требуется его проточка, то вместо брусков используют резец. Режим обточки коллектора на тепловозе примерно такой же, как при шлифовке.
Снимают наименьшее количество меди, а для контроля на нерабочей поверхности оставляют так называемую «контрольную черновину», т. е. необработанную полосу. После проточки коллектор шлифуют с соблюдением вышеуказанного порядка.
Проточку и шлифовку коллектора производят только по разрешению мастера и при его присутствии с нахождением дежурного у пульта управления тепловоза. При проведении этих работ должна быть обеспечена полная безопасность, исключены любые работы в схеме тепловоза и на дизеле. Вращающиеся агрегаты, приводы, валы должны иметь соответствующее ограждение.
Работающий на генераторе должен быть в защитных очках, респираторе и одет так, чтобы была исключена возможность захвата одежды вращающимися деталями.

Ежегодно с наступлением снегопадов на одном из плановых видов технического обслуживания (Т О-2, ТО-3) или текущего ремонта производят работы по защите электрооборудования (и других агрегатов тепловоза) от попадания снега. Для этого переключают забор воздуха для охлаждения генератора из кузова; на наружные сетки воздухозаборных каналов для охлаждения электродвигателей устанавливают мешковину, а заслонки на самих каналах открывают для доступа воздуха из кузова. На выпускные отверстия в остовах электродвигателей также устанавливают защитные устройства: на боковое отверстие — глухую задвижку, а на верхнее — хлопушку, которую изготавливают из листовой стали, шарнирно закрепленной на рамке, или из полос брезента, закрепленного тоже на рамке. При выходе воздуха из двигателя хлопушка открывается наружу. При движении тепловоза с неработающим одним дизелем или неисправном вентиляторе, когда воздух в электродвигатель не поступает, хлопушка под собственным весом опадает и закрывает доступ снега снаружи. С наступлением весны (сроки для каждой дороги определены в зависимости от климатических условий) хлопушки и глухие задвижки снимают. Если вовремя их не снять, можно допустить перегрев коллектора, распайку петушков.



 
« Теплоизоляция вагонов   Техническое обслуживание подвижного состава »
железные дороги