Содержание материала

На смену восьмиосным электровозам разработан и запущен в серийное производство двенадцатиосный электровоз переменного тока (25 кВ, 50 Гц) с плавным тиристорным регулированием режимов работы тяговых двигателей и рекуперативным торможением типа BЛ85 (рис. 1). Электровоз разработан в двух климатических исполнениях: для умеренного климата для диапазона температур от +40 до —50 С и для умеренного и холодного климата с диапазоном изменения температур от +40 до —60 °С. От всех предшественников ВЛ85 отличается увеличенной в 1,54 мощностью ив 1,64 силой тяги, к. п. д. повышен с 0,84 до 0,86. На электровозе применена электронная система автоматического управления как в режиме тяги, так и в режиме электрического торможения. Удельная материалоемкость его снижена на 11 %, а трудоемкость изготовления — на 12—15 % по сравнению с восьмиосными электровозами. Электрооборудование надежно защищено от воздействия снега и пыли центробежными вентиляторами-воздухоочистителями типа ЦВВ-89-15 № 82, обеспечивающими очистку воздуха от снега на 94—96 %, от пыли на 50—55 %, от дождя — вертикальными лабиринтными жалюзи, обеспечивающими практически 100 %-ную очистку воздуха от капельной влаги при скорости воздушного потока до 7,5 м/с при потере напора до 210 Н/м2. Отрицательное воздействие низких температур ослабляется частичной циркуляцией охлаждающего воздуха. Для улучшения микроклимата в кабине и создания комфортных условий работы локомотивных бригад на электровозе предусмотрено применение кондиционера.
Механическая часть рассчитана на восприятие растягивающих и сжимающих усилий силой 300 т. Народнохозяйственный экономический эффект от создания и применения одного электровоза составляет 194,7 тыс. руб.

На базе электровоза ВЛ80С в настоящее время разработан и запущен в серийное производство электровоз 8G для поставки в Китайскую Народную Республику.

электровоз ВЛ85
Рис. 1
электровоз переменного тока ВЛ86Ф
Рис. 3

Для дорог, электрифицированных на постоянном токе, в настоящее время выпускаются восьмиосные электровозы ВЛ10У и ВЛ11. Оба электровоза полностью унифицированы за исключением системы многих единиц, имеющейся на электровозе ВЛ11, которая позволяет одной локомотивной бригаде управлять 2,3 и 4 четырех осными секциями. К. п. д. электровозов в часовом режиме 88 %, управление в режиме рекуперативного торможения осуществляется электронной аппаратурой типа САУРТ, возбудитель рекуперации — вращающаяся машина. Для Польской Народной Республики был разработан и поставлен восьмиосный двухсекционный электровоз постоянного тока (3 кВ) типа ЕТ-42.
В связи с увеличивающимися грузопотоками Министерством путей сообщения СССР была поставлена задача создания более мощного двенадцатиосного электровоза постоянного тока. Разработан и запущен в серийное производство двухсекционный двенадцатиосный электровоз типа ВЛ15 (рис. 2), отличающийся от восьмиосных электровозов повышенной в 1,68 раза мощностью и в 1,75 раза силой тяги. Электрическая схема электровоза позволяет получить оптимальное расположение безреостатных тяговых характеристик в зоне наиболее часто используемых в эксплуатации скоростей движения, что обеспечивает значительную экономию электроэнергии.
На электровозе предусмотрено применение статического преобразователя при работе в режиме электрического торможения. Управление рекуперацией осуществляется электронной системой управления. Механическая часть электровоза унифицирована с механической частью электровоза ВЛ85. Общий экономический эффект от создания и внедрения электровоза составляет 158,8 тыс. руб. в расчете на один электровоз.
Двенадцатиосный электровоз переменного тока типа ВЛ85 только запущен в серийное производство, а ему на смену уже разработана усовершенствованная модификация — электровоз с независимым возбуждением тяговых двигателей и микропроцессорной системой управления типа БУТЭП, взявшей на себя функции управления электровозом в режимах тяги и рекуперации, а также функции многих единиц. В перспективе эта система возьмет на себя функции рационального управления работой систем охлаждения и пневматики.
электровоз ВЛ15

Для более отдаленной перспективы ВЭлНИИ совместно с финской фирмой «Стрёмберг» и Новосибирским институтом комплексного электропривода ведутся работы по созданию электровозов переменного тока с асинхронными тяговыми двигателями. В 1985 г. изготовлен и в настоящее время проходит испытания двенадцатиосный электровоз переменного тока типа ВЛ86Ф (рис. 3).

ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ЭЛЕКТРОВОЗА ВЛ86Ф
Номинальное напряжение на токоприемнике, кВ........... 25
Частота сети, Гц ............. .  .... . -                 50
Колея, мм..................................................................................      1520
Формула ходовой части. ............             . . .     2 (20 — 20 —20)
Нагрузка от оси на рельсы, кН .         .            ........... 24 5
Конструкционная скорость, км/ч ................................................  ПО
Мощность часового режима, кВт ...............................  1 1 400
Мощность продолжительного режима. кВт. ....                    10 800
Максимальная сила тяги при трогании, кН...................... 1177
Сила тяги часового режима при скорости 50 км/ч, кН .                804
Сила тяги при конструкционной скорости, кН . . .                        343
Электрическое торможение................................................. Рекуперативное
Коэффициент мощности при нагрузках более 25% номинальной                                         -             0,95

Завершение работ по этому электровозу планируется в 12-й пятилетке.