Содержание материала

Для компенсации износа тормозных колодок рычажная тормозная передача подвергается регулировке вручную, полуавтоматически и автоматически. Автоматическая регулировка осуществляется специальными регуляторами N° 536М двустороннего действия или № 574Б одностороннего действия. Регулятор N° 536М стягивает рычажную передачу за одно торможение на величину до 100 мм или распускает до установленного размера. Регулятор № 574Б стягивает рычажную передачу в пределах от 0 до 10 мм за одно торможение.
Наиболее часто сменяемыми или ремонтируемыми деталями тормозной рычажной передачи являются тормозные колодки, башмаки, балки или триангены, рычаги и балансиры. Все части рычажной тормозной передачи, разъединение или излом которых может вызвать падение на путь или выход их за габариты, должны иметь предохранительные устройства.

Таблица 166. Типы регуляторов рычажных передач и их основная характеристика


Регулятор

Характеристика регулятора

Реечный (рис. 275)

Одностороннего действия (компенсатор износа тормозных колодок). Применяется на электровозах ЧС2 (рис. 275, о) и ЧС4 (рис. 275,б)

Бескулисный № 536М (рис. 276 и 277)

Двустороннего действия. Передаваемое усилие 6150 кгс. Полный рабочий ход винта 550 мм. Максимальное сокращение длины регулятора за одно торможение до 100 мм. Выход штока тормозного цилиндра при сборе и роспуске допускается с отклонением ±10 мм. Давление в тормозном цилиндре при стягивании 5 кгс/см2. Эксплуатируется на пассажирских и грузовых вагонах. Снят с производства в 1974 г. Расположение регуляторов на вагоне изображено на рис. 276

Бескулисный № 574 (рис. 278)

Одностороннего действия. Усилия пружин в сборе: возвратной — 169 кгс, вспомогательной и регулирующей гаек — 30 кгс. Передаваемое усилие 8000 кгс. Автоматическое стягивание рычажной передачи до 550 мм. Сокращение длины регулятора за одно торможение 8 — 10 мм. Выход штока допускается с отклонением ±10 мм. При повороте корпуса регулятора вручную на один оборот регулятора увеличивает или уменьшает свою длину на 30 мм. Вероятность безотказной работы и коэффициент готовности равны 0,98. Устанавливается на пассажирских и грузовых вагонах с 1974 г.

Пневмомеханический № 102-40-10-000 (рис. 279 и 280)

Одностороннего действия. Рабочий ход регулирующей тяги 250 мм. Стягивание за одно торможение до 2,5 мм. При ходе поршня тормозного цилиндра свыше 70 — 75 мм воздух поступает к регулятору. Максимальное давление в тормозном цилиндре для сбора рычажной передачи 1,5 — 2,0 кгс/см2. Перемещение поршня регулятора в отпускное положение при давлении в тормозном цилиндре менее 0,8 кгс/см2. Устанавливается на электропоездах ЭР2 и ЭР9П (см. рис. 280)

Реечные регуляторы тормозной рычажной передачи
Рис. 275. Реечные регуляторы тормозной рычажной передачи:
а — электровоза ЧС2; б — электровоза ЧС4; 1 — резьбовой конец горизонтальной тяги; 2 — зубчатая рейка; 3 — корпус; 4 — защелка; 5 — эксцентриковый валик, 6 — втулка; 7 — гайка четырех сегментов; 8 — браслетчатая пружина; 9 — направляющая втулка, 10 — стакан.


Рис. 276. Расположение регуляторов выхода штока № 536М или 574Б на вагоне:

Регулятор № 536М тормозной рычажной передачи
Рис. 277. Регулятор № 536М тормозной рычажной передачи:
1 — регулирующий винт; 2 — головка; 3 — вспомогательная гайка; 4 — упорный подшипник; 5 — упорная шайба; 6 — регулирующая гайка, 7 — упорная втулка; 8 — тяговый стакан; 9 — гильза; 10 — возвратная пружина; 11 — корпус; 12 — крышка; 13 — тяговый стержень; 14 — пружина роспуска; 15 — цилиндрическая втулка; 16 — конусная втулка; 17 — пружина регулирующей гайки, 18 — пружина вспомогательной гайки

Рис. 278. Регулятор № 574Б тормозной рычажной передачи:

Пневматический регулятор рычажной тормозной передачи РВЗ
Рис. 279. Пневматический регулятор рычажной тормозной передачи РВЗ:
1 — корпус, 2 — собачка; 3 — храповое колесо; 4 — крышка; 5 — поршень с манжетой; 6 — кнопка для выключения механизма стопорения; 7 — собачка; 8 — фильтр; 9 — чехол; 10 — опорная плита; 11 — гайка; 12 — резиновая втулка; 13 — стальная втулка; 14 — резьбовая тяга; 15 — втулка

Окончание табл. 166

Регулятор

Характеристика регулятора

Встроенный в тормозной цилиндр № ТРЦ-3 (рис. 281)

Диаметр тормозного цилиндра 8" (203 мм). Выход винта за одно торможение 50 мм. Суммарный выход винта с поршнем 120 мм. Максимальная величина регулировки 125 мм. Установлен на электропоезде ЭР200


Рис. 280. Схема расположения пневмомеханического регулятора на тележке моторного вагона электропоездов ЭР2 и ЭР9П:
1 — труба к регулятору; 2 — разобщительный кран; 3 — регулятор тормозной рычажной передачи; 4 — тормозной цилиндр
Таблица 167. Размеры плеч и величина сжатия I пружины регуляторов № 536 и 536М с рычажным и стержневым приводом (см. ряс. 276)

Примечание Жесткость пружины регулятора ж=15 кгс/см. Усилие предварительного сжатия пружины регулятора 200 кгс. Усилие пружины регулятора, приведенное к штоку тормозного цилиндра при приводе, кгс
рычажном

стержневом
Регулятор выхода штока
Рис. 281. Регулятор выхода штока, встроенный в тормозной цилиндр ТЦР-3: 1 — корпус; 2 — поршень; 3 — стакан регулятора; 4 — пружина; 5 — привалочный фланец; 6 — винт; 7 — чехол

Таблица 168. Расстояние А (см. рис 276) автоматических регуляторов рычажных передач № 536М и 574Б у пассажирских и грузовых вагонов

* Здесь и далее перед чертой при чугунных тормозных колодках, за чертой — при композиционных.