Установлено два вида опробования тормозов: полное и сокращенное. При полном опробовании проверяют состояние тормозной магистрали, плотность тормозной сети, действие тормозов у всех вагонов, подсчитывают нажатие тормозных колодок в поезде и количество ручных тормозов. Перед затяжными спусками 0,018 и круче полное опробование производят с 10-минутной выдержкой в заторможенном состоянии.
При сокращенном опробовании проверяют состояние тормозной магистрали по действию тормоза хвостового вагона
Полное опробование производят: на станциях формирования перед отправлением поезда; после смены локомотива; если участок обращения более 600 км для грузовых поездов на одной из станций, где производится смена локомотивных бригад и имеется ПТО (перечень станций устанавливается МПС); перед выдачей моторвагонного поезда из депо или после отстоя на станции без бригады; на станциях, предшествующих перегонам с затяжными спусками, где поезд останавливается по техническим надобностям.
При электропневматических тормозах полное опробование производят: на станциях формирования и оборота пассажирских поездов, оборудованных ЭПТ; перед выдачей моторвагонного поезда из депо после ремонта, технического обслуживания, отстоя без бригады.
Сокращенное опробование производят: после прицепки поездного локомотива к составу, если до этого не было произведено полное опробование от станционной сети или локомотива; после перемены кабины управления моторвагонного поезда и после смены локомотивных бригад без отцепки локомотива; после всякого разъединения соединительных рукавов в поезде, соединения рукавов при прицепке подвижного состава, перекрытия концевого крана в составе; в пассажирских поездах после стоянки более 20 мин, при падении давления в главных резервуарах ниже 5,5 кгс/см2, при смене кабины управления или после передачи управления машинисту второго локомотива; при изменении плотности тормозной сети в грузовом поезде более 20% указанной в справке формы ВУ-45; после проверки исправности сигнализатора обрыва тормозной магистрали в случае загорания лампы ТМ на стоянке, в пунктах смены локомотива пассажирского поезда, оборудованного ЭПТ; при прицепке вагонов с проверкой действия тормоза на каждом прицепленном вагоне, оборудованном ЭПТ.
В грузовых поездах проверку плотности тормозной сети и действие тормозов на торможение и отпуск на первых пяти вагонах в головной части поезда производят: после передачи управления машинисту второго локомотива нли при смене кабины управления на перегоне; при падении давления в главных резервуарах ниже 5,5 кгс/см2; при прицепке дополнительного локомотива и после его отцепки; после стоянки более 30 мин.
Если в хвосте поезда локомотив включен в тормозную магистраль и радиосвязь исправна, состояние тормозной магистрали проверяют по показаниям манометра при ступени торможения и отпуска, а плотность тормозной сети и действие тормоза на первых пяти вагонах не проверяют. Машинист хвостового (подталкивающего) локомотива обязан сообщить по радио величину давления в тормозной магистрали машинисту головного локомотива.
После проверки срабатывания автотормозов хвостового вагона отпуск тормозов производят постановкой ручки крана машиниста в I положение с выдержкой в пассажирских поездах до 5,0 — 5,2 кгс/см2 в уравнительном резервуаре, а в грузовом и грузо-пассажирском до давления в уравнительном резервуаре на 0,5 кгс/см2 выше предтормозного зарядного давления с последующим переводом в поездное положение.

Таблица 231. Основные неисправности, обнаруживаемые при опробовании тормозов в пути следования


Наименование устройств и приборов

Неисправность

Меры устранения и предупреждения

Тормозная (сеть) магистраль

Время снижения давления в главных резервуарах ниже нормы. Большой перепад давления воздуха в тормозной сети между головой и хвостом поезда

Устранить утечки. Покрепить воздухопроводы, тормозные приборы, резервуары. Камеры, концевые краны

Воздухораспределители и кран машиниста

Самопроизвольный отпуск отдельных тормозов в поезде при ступени торможения

Покренить приваточные фланцы воздухораспределителя или заменить его

 

При опробовании тормозов происходит самопроизвольный отпуск группы воздухораспределителей на равнинном режиме в головной части поезда

Произвести ступень торможения снижением давления в магистрали на 0,7 — 0.8 кгс/см2 с кратковременной постановкой ручки крана в положение VA перед постановкой ее в IV положение

 

Самоторможение поезда при переводе ручки крана машиниста из I положения во II или при переходе с завышенного на нормальное зарядное давление в магистрали

Переводить ручку крана из 1 во 11 положение медленно (за 2--3 с). Отрегулировать стабилизатор на понижение давления в уравнительном резервуаре на 0,2 кгс/см2 за время 80 — 120 с. Выявить и выключить приборы, вызывающие самоторможение

 

При трогании поезда и в пути следования происходит самоторможение

Устранить утечки воздуха из тормозной магистрали, образующиеся при растяжении или сжатии состава

 

Замедленный отпуск или неотпуск тормозов отдельных вагонов, обнаруживаемый по искрению колодок или по сигналам, подаваемым линейными работниками

Остановить поезд. Выключить воздухораспределитель и выпустить весь воздух из рабочей камеры и запасного резервуара

Таблица 232. Наименьшее допустимое время снижения давления на 0,5 кгс/см2 в главных резервуарах локомотива при проверке плотности тормозной сети поезда

Примечания. 1. Время снижения давления в главных резервуарах для локомотивов серий, не указанных в таблице, а также в резервуарах стационарных пультов ПТО принимать по графе локомотивов с соответствующим объемом главных резервуаров.

  1.  При работе по системе многих единиц, когда главные резервуары локомотивов соединены в общий объем, указанное в таблице время увеличивать пропорционально изменению объема главных резервуаров.
  2. При проверке плотности тормозной магистрали грузового поезда с повышенного зарядного давления 6,0 — 6,2 кгс/см2 нормы времени, указанные в таблице, уменьшать на 20%. при зарядном давлении 4,8 — 5,0 кгс/см2 увеличить на 10%.