Главная >> Подвижной состав >> Обслуживание тормозного оборудования

Обслуживание тормозного оборудования

Для надежной и бесперебойной работы тормозного оборудования необходимо перед отправлением поезда в рейс произвести технический осмотр и необходимый ремонт тормозного оборудования вагонов в парках формирования, а локомотивов и моторвагонного подвижного состава — перед выездом из депо Окончательную проверку тормозного оборудования поезда производят при опробовании тормозов перед его отправлением. В работе тормозов и обеспечении графика движения необходимо соблюдать правила управления тормозами в пути следования и предписания инструкций и технических указаний по эксплуатации тормозов.

Таблица 224. Проверка тормозного оборудования вагонов в составе грузового поезда в парке формирования или отправления


Объект проверки

Что проверяют

Технические требования

Тормозная рычажная передача

Состояние элементов тормозной рычажной передачи и ее предохранительных устройств, износ тормозных колодок, выход штоков тормозных цилиндров, действие ручного тормоза

Все элементы рычажной передачи должны быть в исправном состоянии. Нестандартные шплинты заменены и разведены. Минимальная толщина чугунных колодок 12 мм, композиционных с металлической спинкой — 14 мм. с сетчатопроволочным каркасом — 10 мм. Выход колодок с поверхности катания колеса за наружные грани не более 10 мм, а на пассажирских и рефрижераторных вагонах не допускается. Выход штоков

Объект проверки

Что проверяют

Технические требования

Воздухораспределители

Правильность включения режимов в зависимости от загрузки вагона и типа тормозных колодок

тормозных цилиндров отрегулировать (см. табл. 226). При затянутом ручном тормозе запас винта не менее 75 мм Правильность включения (см. табл. 230)

Тормозная сеть и ее плотность

Правильность включения соединительных рукавов и открытие концевых кранов

В пассажирских поездах падение давления в магистрали допускается не более 0,2 кгс/см2 в 1 мин, а в грузовых время снижения давления в главных резервуарах на ПТО или локомотиве указано в табл. 232

Действие автоматического тормоза

Торможение и отпуск от стационарной установки в парке

При ступени торможения (см. табл. 233) все воздухораспределители должны сработать и не давать самопроизвольно отпуска. При поездном положении ручки крана все воздухораспределители должны отпустить

Действие электрпневматического
тормоза

То же

Проверить действие ЭПТ на ступени торможения с давлением в тормозных цилиндрах 0,8 — 1,5 кгс/см2. При отключении питания ЭПТ вес тормоза должны отпустить

П р и м е ч ан и е. По нормативам в эксплуатации в длинносоставных грузовых поездах допускается перепад давления в тормозной магистрали между головной и хвостовой частями поезда до 1.5 кгс/см2. а время подзарядки тормозов — до 15 мин. Для ускорения зарядки и опробования тормозов на некоторых дорогах в парке отправления применяют автоматическую систему АСОТ-У-2.
Таблица 225. Подготовка и проверка тормозного оборудования локомотивов и моторвагонного подвижного состава перед выездом из депо


Объект проверки

Что проверяют

Технические требования

Тормозные приборы

Дата контрольной проверки манометров. Положение ручек разобщительных кранов и режимы включения приборов и соединительных рукавов, крепление приборов, трубопроводов и компрессоров

Включение воздухораспределителей и их режимных устройств (см. табл. 230). Все крепежные детали затянуть, негодные уплотнительные кольца в головках рукавов заменить

Продолжение табл. 226


Объект проверки

Чсо проверяют

Технические требования

Тормозная рычажная передача

Состояние и регулировку рычажной передачи и ее предохранительных устройств, износ колодок и действие ручного тормоза

Толщина тормозных колодок допускается на магистральных локомотивах 15 мм. на моторвагонном подвижном составе, маневровых и вывозных локомотивах — 10 мм, на скоростных локомотивах — 25 мм. Вы ход колодок за наружную поверхность бандажа не более 10 мм, на скоростных локомотивах не допускается Выход штоков тормозных цилиндров указан в табл. 227. Ручной тормоз должен легко приводиться в действие, винт смазан

Резервуары и маслоотделители

Крепление хомутов и продувку резервуаров

Хомуты затянуть. Продуть резервуары через водоспускные краны
У компрессоров Э-400 и Э-500 не ниже 15 мм верхней кромки заливочного отверстия; у компрессоров ЭК7 не ниже контрольной риски маслоуказателя, в остальных типах компрессоров между верхней и нижней рисками маслоуказателя
Пределы регулировки должны соответствовать данным, указанным в табл. 228

Компрессор

Уровень масла в картере

Регулятор давления

Автоматичность включения и выключения компрессоров (пределы давления)

Краны машиниста № 222, 328, 394. 395

Регулировку крана на поддержание давления в поездном положении Плотность уравнительного резервуара (УР). Регулировку стабилизатора

Падение давления в УР при IV положении не более 0,1 кгс/см2 за 3 мин. Снижение давления с 6,0 до 5,8 кгс/см2 за время 80 — 120 с (для поездов свыше 350 осей — 100 — 120 с), при этом не должен сработать сигнализатор № 418

Кран вспомогательного тормоза локомотива

Регулировку крана

Максимальное давление в тормозных цилиндрах должно быть в пределах 3,8 — 4,0 кгс/см2

Питательная сеть

Снижение давления в главных резервуарах после отключения компрессоров и снижения давления в них на 0,4 — 0,5 кгс/см2

Последующее снижение давления в главных резервуарах не должно происходить более 0,2 кгс/см2 за 3 мин (или 0,5 кгс/см2 за 7,5 мин)

Тормозная сеть и ее плотность

Падение давления при перекрытом кране двойной тяги или комбинированном

От нормального зарядного давления не более 0,2 кгс/ом2 за 1 мин (или 0,5 кгс/см2 за 2,5 мин)

Объект проверки

Что проверяют

Технические требования

Автоматический
тормоз

Чувствительность на торможение при снижении давления в магистрали на равнинном режиме

Воздухораспределитель должен сработать при снижении давления в магистрали на 0,5 — 0,6 кгс/см*  и не давать самопроизвольного отпуска в течение 5 мин. Сигнальная лампа ТМ должна загореться и погаснуть

Чувствительность отпуска

При постановке ручки крана в поездное положение тормоз должен отпустить

Электропневматический тормоз

Напряжение источника питания на электровозе и
тепловозе, на электропоездах, на электросекциях Ср Действие ЭПТ на торможение и отпуск

Не ниже 50 В
По действующей Инструкции по эксплуатации тормозов ЦТ-ЦВ-ВНИИЖТ/4440

*    При регулирования рычажных передач на пунктах технического обслуживания и пунктах подготовки к перевозкам выход штока тормозных цилиндров устанавливать по минимально допустимому размеру или на 20 — 25 мм менее. На вагонах, оборудованных авторегулятором рычажной передачи, его привод регулируют на поддержание выхода штока на нижнем пределе установленных нормативов.

Т а б л и ц а 226. Выход штоков тормозных цилиндров на вагонах, мм

Таблица 227. Выход штока тормозного цилиндра на локомотивах и вагонах моторвагонного подвижного состава, мм


Внд подвижного состава

При выдаче из депо и пунктов технического обслуживания

Максимально допустимый в эксплуатации

Электровозы, тепловозы (кроме ТЭП60), грузовые и пассажирские паровозы, (кроме ТЭ)

75 — 100

125

Тепловозы ТЭП60, паровозы ТЭ

50 — 75

100

Тендеры паровозов всех серий

125 — 140

170

Вагоны электропоездов ЭР2. ЭР9: моторные

50 — 75

100

головные и прицепные (в том числе ЭР22)

75 — 100

125

Моторные вагоны ЭР22

40 — 50

60

Вагоны электропоездов остальных серий:
моторные
головные и прицепные

75 — 100
100 — 125

130
150

Моторные и прицепные вагоны дизель — поездов с тормозами: дисковыми

5 — 8

25*

колодочными

125 — 140

150

* В зимний период 12 мм.
Таблица 228. Давление в главных резервуарах при включении и выключении компрессора


Тяговый подвижной состав

Пределы давлений, κι с/см2

Электровозы и тепловозы, имеющие компрессор с электроприводом

7,5 — 9,0

Остальные тепловозы

7,5 — 8,5

Моторвагонный

6,5 — 8,0

Грузовые паровозы

9,0

Пассажирские и маневровые паровозы

8,0

Примечание. Допускается отклонение давления ±0,2 кгс/см2.
Таблица 229. Зарядное давление в тормозной магистрали


Характеристика поезда

Зарядное давление в тормозной магистрали, кгс/см2

Электропоезд ЭР (кроме ЭР22)

4,5 — 4,8

Пассажирский, грузо-пассажирский, грузовой при наличии в составе пассажирских вагонов с включенным автотормозом, моторвагонный

5,0 — 5,2

Грузовой, в составе которого имеются груженые вагоны, моторвагонный с грузовым авторежимом

5,3 — 5,5

Грузовой с составом из порожних вагонов, пассажирский междугородного сообщения, в составе которого следуют вагоны с воздухораспределителями КЕ, Эрликон, DAKO

4,8 — 5,0

Грузовой на затяжных спусках крутизной 0,018 и более; грузовой, в составе которого имеются вагоны с воздухораспределителями № 388 жесткого типа

6,0 — 6,2

Примечание. Зарядное давление 6,0 — 6,2 кге/см2 устанавливается также в грузовых поездах с тягой в голове и числом осей более 350 при массе более 6000 т, если при зарядном давлении 5,3 — 5,5 кге/см2 не обеспечено в тормозной магистрали хвостового вагона зарядное давление не менее 4,5 кгс/см2
Т а б л и ц а 230. Режимы включения воздухораспределителей в поездах и на локомотивах


Воздухораспределитель

Дополнительные условия, определяющие режим включения воздухораспределителя

Режим и порядок включения воздухораспределителя

 

Пассажирские поезда

 

№ 292

Короткосоставные и нормальной длины

Короткосоставный

 

Длинносоставные и сдвоенные

Длинносоставный

Скородействующие тройные клапаны

Короткосоставные, нормальной длины и длинносоставные

С ускорителем экстренного торможения

№ 218 — 219

Сдвоенные при совместной работе с воздухораспределителем № 292 и наличии в одной группе не более трех

Без ускорителя экстренного торможения

ке8

То же при наличии в одной группе более трех

Без ускорителя экстренного торможения через один

Скорость движения до 120 км/ч

Пассажирский

 

То же свыше 120 км/ч

Скоростной

№ 135

Грузовые вагоны, включенные в состав пассажирского поезда в случаях, предусмотренных ПТЭ

Пассажирский, грузовой режим в зависимости от нагрузки вагона

№ 270, 483

То же

Равнинный, грузовой режим в зависимости от загрузки вагона

Продолжение табл. 230


Воздухораспределитель

Дополнительные условия, определяющие режим включения воздухораспределителя

Режим и порядок включения воздухораспределителя

 

Грузовые и пассажирские поезда

№ 135, 270, 483

Вагоны с чугунными тормозными колодками;

 

грузовые и рефрижераторные с загрузкой более 6 т на ось, оборудованные авторежимом или имеющие на кузове трафарет «Однорежимный»

Груженый

грузовые с загрузкой от 3 до 6 т и рефрижераторные до 6 т на ось включительно, служебные, дизельные и машинные рефрижераторных поездов

Средний

грузовые с загрузкой менее 3 т на ось и рефрижераторные в порожнем состоянии Вагоны с композиционными тормозными колодками:

Порожний

грузовые и рефрижераторные с загрузкой более 6 т на ось, оборудованные авторежимом или имеющие трафарет «Однорежимный»

Средний

грузовые и рефрижераторные с загрузкой на ось до 6 т включительно

Порожний

№ 292
Скородействующие тройные клапаны

Пассажирские вагоны, включенные в состав грузового поезда

Длинносоставный

Наличие в одной группе более трех пассажирских вагонов, включенных в состав грузового поезда

Без ускорителя экстренного торможения через один

№ 218 — 219

То же при наличии в одной группе не более трех

Все без ускорителя экстренного торможения

КЕ

Пассажирские вагоны, включенные в состав грузового поезда с воздухораспределителями на равнинном режиме

Тормоз выключить

То же с воздухораспределителями на горном режиме

Грузовой

Окончание табл. 230


Воздухораспределитель

Дополнительные условия, определяющие режим включения воздухораспределителя

Режим и порядок включения воздухораспределителя

Локомотивы

№ 135, 270, 483

Грузовые поезда со скоростью не более 90 км/ч и маневровая работа
Грузовые поезда со скоростью более 90 км/ч и одиночное следование
Пассажирские поезда:
воздухораспределитель № 135
То же № 270, 483

Порожний
Груженый
Груженый, пассажирский Груженый, равнинный

№ 292

Пассажирские поезда короткосоставные и нормальной длины до 20 вагонов
Пассажирские поезда длинно — составные (21 — 25 вагонов) и сдвоенные, грузовые поезда

Короткосоставный
Длинносоставный

Недействующие локомотивы и вагоны моторвагонного подвижного состава, пересылаемые в поездах и сплотках

№ 135, 270, 483

Пересылка локомотивов сплоткой

Средний

№ 292

Пересылка локомотивов сплоткой, одного моторвагонного поезда или сплотки из вагонов МВПС

Короткосоставный

 

Пересылка локомотивов в составе грузового поезда, сплотке из грузовых локомотивов, сплотки из вагонов МВПС более 20 или включении сплотки в состав грузового поезда независимо от числа вагонов

Длинносоставный

Примечания. 1. Воздухораспределители грузового типа перед затяжными спусками крутизной 0,018 и более включают на горный режим, переключение на равнинный режим производят после прохода поездом этих спусков в пунктах, установленных приказом начальника дороги. Затяжными спусками считаются: от 0,008 до 0,010 протяженностью 8 км и более, от 0,011 до 0,014 — 6 км и более, от 0,015 до 0,017 — 5 км и более; от 0,018 до 0,020 — 4 км и более; от 0,021 и круче — 2 км и более. Затяжные спуски крутизной 0,018 и более считаются крутыми затяжными.

  1. При наличии в грузовом поезде не более двух пассажирских вагонов их воздухораспределителя выключают Ставить один или более пассажирских вагонов в хвост поезда не допускается.
  2. Положения ручек разобщительных кранов и рукояток режимных переключателей пассажирских и грузовых воздухораспределителей приведены на рис. 311 — 314


Рис. 311. Положения ручки переключательного крана на отводе от магистрали к воздухораспределителю на грузовых и пассажирских вагонах СССР: а — тормоз включен; б — тормоз выключен
Рис. 312. Переключатель грузовых режимов воздухораспределителей № 270 и 483: а — порожний режим (П), б — средний режим (С): в — груженый режим (Г)

Рис. 313. Положение рукоятки разобщительного крана воздухораспределителей КЕ: а — тормоз включен; б — тормоз выключен


Рис. 314. Положение рукоятки режимного переключателя воздухораспределителя KES на режимах:
а — грузовой (Т); б — пассажирский (П); в -скоростной (ПС); RIC — тип вагона

 
« Обслуживание вагонов   Опробование тормозов в поездах »
железные дороги