Главная >> Подвижной состав >> Обслуживание и текущий ремонт подшипников качения тепловозов

Восстановление натяга эластомером - Обслуживание и текущий ремонт подшипников качения тепловозов

Оглавление
Обслуживание и текущий ремонт подшипников качения тепловозов
Восстановление натяга эластомером

Общие положения по сборке подшипниковых узлов

Подшипники качения на шейки валов электрических машин устанавливают с натягом. Чем больше нагрузка на подшипник, тем выше должен быть натяг посадки. Величина натяга на вал и щит зависит от типа подшипника, частоты вращения и условий монтажа. Если вращается вал или корпус, то для них выбирают более плотную посадку подшипника.
Наружное кольцо подшипника имеет в большинстве случаев скользящую посадку. Чтобы кольцо подшипника плотно охватывало шейку вала, диаметр кольца должен быть меньше, чем диаметр вала на величину требуемого натяга. Недостаточный натяг внутреннего кольца в эксплуатации может привести к проворачиванию подшипника, а при чрезмерно большом — к защемлению роликов из-за уменьшения радиального зазора или к образованию трещин в кольце.
Не разрешается собирать подшипники (работавшие) без их проверки дефектоскопом и применять ударные инструменты при монтаже и демонтаже. Монтаж подшипников производят при помощи прессов различных конструкций, нагрева до температуры 120°С в индукционных нагревателях, шкафах или масле. Нагревать подшипники открытым пламенем запрещается.
При установке подшипников на электрические машины следует иметь в виду, что вал в процессе работы несколько удлиняется от нагрева, поэтому в холодном состоянии он должен иметь осевой разбег 0,5—0,8 мм. Для этого с одной из сторон (как правило, противоположной стороны приводу) между наружным кольцом и крышкой оставляют зазор по чертежу.
В подшипниковых узлах применяют предусмотренный чертежом тип смазки. Смешение смазки запрещается — это может привести к ее разжижению и вытеканию из узла. В настоящее время во всех подшипниковых узлах электрических машин используют пластическую смазку ЖРО, работающую в интервале температур от минус 50 до плюс 120°С.

Восстановление натяга эластомером

При потере натяга допускается нанесение на посадочную поверхность внутреннего кольца пленки эластомера ГЭН-150(В), который представляет собой продукт сочетания каучука со смолой. При приготовлении раствора сухой эластомер нарезают мелкими кусочками и закладывают в сосуд с растворителем. Соотношение составляющих: сухой эластомер 50 частей, ацетон — 130, бутил ацетат — 92, толуол — 40 По истечении 10—12 ч раствор размешивают, фильтруют и помещают в герметически закрываемую посуду Внутреннюю поверхность роликового кольца очищают до металлического блеска, обезжиривают бензином, протирают ацетоном, после чего кольцо выдерживают на воздухе 10—15 мин Затем на очищенную поверхность наносят слой эластомера
Для получения равномерного слоя используют центробежный способ нанесения эластомера. Для этого используют обычный токарный станок, в патрон которого зажимают кольцо, включают станок и к посадочной поверхности подводят дозирующую трубку для подачи эластомера. При достижении частоты вращения шпинделя 1200—1500 об/мин дозирующую трубку поворачивают и раствор выливается на посадочную поверхность кольца. Через 5—6 мин станок отключают. Кольцо после нанесения пленки выдерживают 30—40 мин на воздухе, а затем сушат при температуре 120—140°С в течение 1—2 ч Максимальная толщина наносимой пленки эластомера не должна превышать 0,6 мм. Эластомер можно наносить на посадочную поверхность внутреннего кольца кистью, но слой будет неравномерным. При ослаблении посадки подшипника в подшипниковом щите слой эластомера наносят на посадочную поверхность наружного кольца на указанных станках или кистью. Таким же способом может быть восстановлен натяг подшипникового щита



 
« Обслуживание вагонов   Обслуживание тормозного оборудования »
железные дороги