Содержание материала

Замер сопротивления изоляции силовой цепи

Для определения сопротивления изоляции силовой цепи один из концов мегомметра прикладывают к наиболее доступной в проверяемой цепи детали, например к реверсору, а другой — к металлической части корпуса (при проверке цепи тепловоза мегомметром работы с электрооборудованием проводиться не должны, так как детали и узлы, входящие в цепь, будут под напряжением).

При прокручивании ручки мегомметра стрелка прибора покажет величину сопротивления. Предположим, что низкое сопротивление изоляции показала первая группа электродвигателей тепловоза ТЭ3, тогда надо определить, какой узел имеет низкое сопротивление, чтобы его заменить иа исправный. Для этого под контакты реверсора данной группы электродвигателей подкладывают изоляционные прокладки. В результате образуются два изолированных друг от друга участка: якоря и последовательно соединенные с ними добавочные полюсы — первый участок и главные полюсы — второй. Теперь проверим мегомметром каждый из участков. Предположим, что заземление произошло в цепи якорей и катушек добавочных полюсов, значит надо установить, где именно: в якоре или в катушке.
Подкладываем изоляционные подкладки под щетки, например первого электродвигателя. Проверяем вновь мегомметром отдельно якорь первого электродвигателя. Предположим, что он оказался исправным, а заземление во второй части. Точно также подкладываем изоляционные подкладки под щетки второго якоря и проверяем его. Если он оказался с недопустимо низким сопротивлением изоляции или пробоем, то тяговый электродвигатель выкатывают из-под тепловоза и заменяют исправным.
Если заземление оказалось в катушках полюсов, то разъединяют электродвигатели со стороны катушек. После определения катушек с недопустимо низким сопротивлением электродвигатель выкатывают из-под тепловоза для замены.

Проверка последовательности срабатывания аппаратов и правильности соединения тяговых электродвигателей

При выпуске из ремонта проверяют последовательность срабатывания аппаратов при остановленном дизеле и наличии воздуха в системе при включенных рубильниках аккумуляторной батареи.
Установив реверсивную рукоятку в положение «Вперед» или «Назад», переводят главную рукоятку контроллера на 1-ю позицию, а затем на последующие и на слух проверяют (а при необходимости осмотром) включение аппаратов. Нажатием на якоря пневматических аппаратов в доступных местах проверяют четкость срабатывания. При нажатии изолированным предметом на якорь реле проверяют срабатывание контакторов шунтировки поля; при возможности проверяют при ручном отключении или включении элементов схемы (срабатывание защиты и т. д.).
Очередность срабатывания аппаратов на ведомой секции проверяют с поста управления ведущей. При этом следует иметь в виду, что при положении реверсивной рукоятки контроллера на ведущей секции «Вперед» реверсор на данной секции должен установиться на передний ход, а на ведомой секции — на задний.
При работающем дизеле на 1-й позиции контроллера проверяют правильность соединения тяговых электродвигателей. При трогании тепловоза один из работников смотрит, как вращаются колесные пары и все ли они одновременно стронулись с места.
Если вращение одной из колесных пар отличается от других (проворачивается с большим шумом, чем другие, с перемежающимся замедлением), то это показывает на неправильное соединение обмоток электродвигателей. Чаще всего ошибки допускаются при соединении электродвигателей на тепловоз ТЭ3.
На рис. 96 показаны контроллер, реверсор, генератор, контактор и одна группа (2-й и 3-й) тяговые электродвигатели тепловоза ТЭ3. Реверсор (одна пара сегментов) показан при положении «Вперед» (прохождение тока цепи управления и силовой указано сплошными стрелками) и «Назад» (прохождение тока изображено пунктирными стрелками). Обратим внимание на соединение якорей.
В цепь якоря электродвигателя 2 ток идет пo кабелю Я2, а выходит по кабелю ЯЯ2, т. е. от начала к концу. В тяговом электродвигателе 3 ток входит по кабелю ЯЯ3, а выходит по кабелю Я3, т. е. от конца к началу.
Направление тока в катушках главных полюсов этих тяговых электродвигателей одинаковое: от К к КК при положении реверсора «Вперед» и от КК к К при положении реверсора «Назад», а направление тока в якорях (как было определено выше) различное. Следовательно, якоря этих электродвигателей вращаются в разные стороны. Если смотреть на коллектор, то один из них вращается по часовой, а другой против часовой стрелки.
Для какой цели соединяют между собой электродвигатели так, чтобы они вращались в разные стороны? Сделано это потому, что электродвигатели 2 и 3 расположены по отношению осей колесных пар с разных сторон. Вращаясь в разные стороны (если на каждый из них смотреть со стороны коллектора), они обеспечивают одинаковое направление движения тепловоза.
Из-за непонимания этого положения иногда допускают неправильное соединение электродвигателей между собой, а это приводит к выходу из строя того электродвигателя, который был подсоединен неправильно. При подсоединении электродвигателей необходимо строго руководствоваться схемой тепловоза. Проверки при передвижении тепловоза производят при непосредственном участии мастера. К перемещению тепловоза могут быть допущены только работники, имеющие право управления локомотивом.

Схема реверсирования тяговых электродвигателей
Рис. 96. Схема реверсирования тяговых электродвигателей