Главная >> Подвижной состав >> Контроллер машиниста

Контроллер машиниста

Контроллер машиниста — электрический аппарат, служащий на ЭПС для управления работой тяговых электродвигателей в тяговом и тормозном режимах, па тепловозах — для изменения мощности дизеля; с помощью контроллера машиниста изменяют направление движения локомотива. По конструкции различают контроллеры машиниста барабанного и кулачкового типов. На ЭПС и тепловозах применяются в основном контроллеры машиниста кулачкового типа. Контроллеры машиниста имеют рукоятки, связанные с валами, на которых укреплены кулачковые шайбы и элементы (кулачковые контакторы). Контакты кулачковых контакторов подключаются к источнику низкого напряжения (50, 75 или 110 В) и проводам цепей управления и отключают в нужной последовательности эти цепи. На ЭПС каждая рукоятка контроллера машиниста (рис. 1) предназначена для определенные операций управления и имеет несколько фиксированных позиций, соответствующих необходимым включениям и отключениям аппаратов силовой цепи.

Контроллер машиниста

На тепловозах рукоятками контроллера машиниста (рис. 2) включают реле управления, которые обеспечивают питание электродвигателя топливного насоса, обмотки возбуждения вспомогательные генератора и аппаратов цепей управления. Главная и тормозная рукоятки контроллера машиниста через зубчатые передачи управляют соответствующими валами — главным и тормозным. С помощью реверсивной рукоятки через рычаги воздействуют на валы реверсора. На локомотивах, оборудованных устройством электрическое торможения, с помощью реверсивной рукоятки обеспечивается ие только изменение направления движения, но и выбор скорости (реверсивно-селективная). На всех контроллерах машиниста одна из рукояток (как правило, реверсивная или реверсивио-селективная) съёмная. Причём она может быть снята с аппарата только в нулевом положении, в которое её можно поставить после возвращения др. рукояток также в нулевое положение. Контроллеры машиниста устанавливаются в каждой кабине машиниста, а реверсивная или реверсивно-селективная рукоятка имеется одна на все контроллеры машиниста состава. Это позволяет исключить нарушение правильной работы цепей при управлении составом другим.

Контроллер машиниста 2

Конструкции контроллера машиниста кулачкового типа могут отличаться высотой корпуса, профилем главной рукоятки, числом кулачковых шайб и элементов и др. В некоторых контроллерах машиниста главные рукоятки заменены штурвальными колёсами. У всех контроллеров машиниста кулачкового типа нажатие контактов составляет 2,5—8 Н.
В контроллерах машиниста современные электропоездов метрополитенов применяют бесконтактные контроллеры машиниста на базе фотодиодов, более надёжные по сравнению с контактными в условиях эксплуатации.

 
« Контейнерный поезд   Контрольная рама »
железные дороги