Главная >> Подвижной состав >> Габарит подвижного состава

Габарит подвижного состава

Габарит подвижного состава — предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, в котором, не выходя за его пределы, должен помещаться на железнодорожного пути подвижной состав. Габарит подвижного состава установлен гос. стандартом и распространяется на подвижной состав магистральных и подъездных путей ж.д. общей сети, подъездных путей промышленных предприятий, скорость движения на которых не превышает 160 км/ч (при большей скорости габаритные нормы корректируются), а также на метрополитене.
На железных дорогах с колеёй 1520 мм применяется эксплуатационно-статический габарит, ограничивающий пространство для размещения подвижного состава в статичном состоянии на прямом горизонтальном участке пути. На метрополитенах и ж.-д. путях с колеёй 1067 мм применяется кинематический габарит, в котором дополнительно учитываются геометрический вынос и наклон на рессорах кузова при движении подвижного состава по кривой расчётного радиуса. Основным габаритом подвижного состава — габарит Т (рис. 1) допускается к обращению по путям общей сети, подъездным путям и путям промышленных предприятий, сооружения и устройства которых отвечают требованиям габарита приближения строений С и Сп. Габарит Т определяет поперечные очертания, в которых должен помещаться как новый, так и имеющий макс. нормируемые износы подвижной состав. Кроме габарита Т существуют габариты для цистерн и вагонов-самосвалов, полувагонов; для подвижного состава, допускающегося к обращению как на сети отечеств, ж. д., так и на дорогах др. стран с колеёй 1435 мм, и др.; габарит М — для метрополитена (рис. 2).
Габарит подвижного состава служит исходным для расчётов допускаемых размеров соответствующих частей подвижного состава, для определения строит, и проектных очертаний. Строит, очертания получают путём уменьшения ширины габарита Т (или габарита М для метрополитена) и повышения точек его нижнего очертания на расчётные размеры (горизонтальные и вертикальные ограничения). Для нахождения проектного очертания дополнительно уменьшают строит, очертание на размер плюсовых допусков на изготовление соответствующих частей подвижного состава. Номинальные размеры проектируемой части, напр. кузова вагона, должны находиться внутри полученного для него проектного очертания. Габарит подвижного состава предопределяет важнейший параметр грузовых вагонов— погонную нагрузку; на железных дорогах стран с колеёй 1520 мм этот габарит по своим основные размерам превосходит габариты, принятые на железных дорогах некоторых стран. Это позволяет создавать грузовые вагоны с погонной нагрузкой до 12 т/м. Технологический подвижной состав промышленных предприятий может иметь размеры, превышающие габарит подвижного состава магистральных железных дорог В этом случае по путям общей сети он пересылается как негабаритный груз на колёсах. Для лучшего использования подвижного состава ца сети железных дорог введены дополнит, габариты: Тпр — для всех типов грузовых вагонов и Тц — для 8-осных цистерн.
Габарит Т подвижного состава
Рас. 1. Габарит Т подвижного состава: а — верхнее очертание; 6 — нижнее очертание.

 

Габарит М подвижного состава метрополитена
Рис. 2. Габарит М подвижного состава метрополитена (верхнее очертание).

 
« Высоковольтная камера   Гасители колебаний вагонов »
железные дороги