Содержание материала

Диаграммная лента скоростемера 3СЛ-2М предназначена для регистрации различных параметров при движении поездов и устройств автоматической локомотивной сигнализации и автостопов. Лента изготовляется длиной 12 м, шириной 79,5 мм и наматывается на полный бумажный патрон в виде отдельного рулона (катушки). Емкость каждой катушки рассчитана на запись 2400 км пройденного локомотивом пути.
Верхнее поле диаграммной ленты (рис. 64) шириной 30 мм имеет разлиновку через каждые 5 мм с цифрами 0, 5, 10, 15, 20, 25, 30 для записи времени в минутах и 0, 4, 8, 12, 16, 20, 24 для записи времени в часах.
На верхнем поле также регистрируется положение автоматической локомотивной сигнализации с автостопом (выключенное или включенное), показания красного, желтого с красным и желтого огней локомотивного светофора.
Нижнее поле диаграммной лепты служит для записи скорости движения локомотива, пройденного пути, режима ведения поезда, т. е. изменения давления в тормозной магистрали и заднего (обратного) хода локомотива. Ширина нижнего поля ленты равна 40 мм. Она разделена горизонтальными линиями, на которых отпечатаны цифры 0, 10, 20, 30 до 150 или до 200 км/ч. По этим цифрам и определяется скорость движения локомотива, записанная на ленте.
Лепта при стоянке локомотива не передвигается. Поэтому минутный писец пишет на ленте вертикальную линию, поднимаясь за каждую минуту в вертикальном направлении на 1 мм. По вертикали также производятся наколы часов. Расстояние между двумя соседними часовыми наколами равно 1,25 мм. Влево от получасового спада минутной записи на расстоянии примерно 6 мм располагаются наколы часов.
Диаграммная лента скоростемера
Рис. 64. Диаграммная лента скоростемера

При движении локомотива лента передвигается. Поэтому запись минут происходит по наклонной линии (рис. 65). Это объясняется сочетанием вертикального перемещения писца и горизонтального перемещения ленты.

Наклон и линии записи времени будут различными в зависимости от скорости перемещении ленты, т. е. скорости движения локомотива.
Наколы часов также будут располагаться не но вертикальной прямой линии, а каждый накол будет сдвинут относительно предыдущего на отрезок лепты, который передвинулся в течение часа. Минутный писец каждые полчаса поднимается на 30 мм по вертикали, после чего вновь падает вниз в исходное положение, записывая па ленте вертикальную линию.
На стоянках локомотива минутный писец также записывает вертикальную линию, по длине которой определяется продолжительность стоянки в минутах. Если длина вертикальной линии составила 5 мм, то это означает, что стоянка была 5 мин. При стоянках локомотива от I до 24 ч время определяется но часовым наколам и по началу и концу записи минут на ленте.
Для того чтобы определить действительную продолжительность стоянки, когда во время стоянки локомотива происходил получасовой спад писца, во избежание ошибки необходимо на лепте найти предыдущую по отношению к стоянке и последующую отметки часового накола.
При записи скорости и времени складываются два направления движения: движение ленты по горизонтали и движение писца по вертикали. Запись скорости движения локомотива на ленте получается в виде кривой, при этом чем больше скорость, тем выше будет располагаться кривая скорости от линии нижних наколов (нулевой линии).
Для того чтобы определить действительную скорость движения локомотива на требуемом участке (километре пути), следует промерить высоту кривой скорости относительно начала записи, т. е. от линии километровых наколов.
По высоте записи каждый миллиметр соответствует скорости 3,75 км/ч. На линии нижних километровых наколов лежит нулевая точка записи скорости. Писцы записи скорости и времени (минут) расположены на одной вертикали.
При работе скоростемера с помощью лентопротяжного барабана лента протягивается. На барабане имеются три пояса игл. Эти иглы, захватывая ленту, протягивают ее и оставляют на ленте наколы в нижней, средней и верхней частях. Между двумя на колами расстояние равно 5 мм, что соответствует 1 км пути, пройденного локомотивом. Пройденный локомотивом путь в километрах определяется по числу километровых наколов.
Движение локомотива в образном направлении (задним ходом) регистрируется жирной линией, которая расположена на нижней нулевой линии километровых наколов.
Писец записи заднего хода по сравнению с писцами скорости и времени сдвинут вправо на 20 мм.


Рис. 05 Записи времени и скорости на ленте скоростемера
Поэтому для того, чтобы определить, с какого километра к какого времени локомотив пошел задним ходом, необходимо oт начала записи заднего хода отсчитать в левую сторону 20 мм и правильно определить начало (километр), откуда локомотив двинулся обратно. По кривой времени можно определить время в часах и минутах.

Режим торможения изменение давления воздуха в тормозной магистрали - записывается в верхней части (примерно между линиями 130—140 км/ч нижнего поля записи скорости).
Если давление воздуха в тормозной магистрали равно нулю, то писец, записывающий давление, будет писать прямую линию, расположенную на линии скорости 50 км/ч. При повышении давления воздуха в тормозной магистрали до 0,6 МПа (6 кгс/см2) при неподвижной ленте (на стоянке локомотива) писец запишет на ней вертикальную линию высотой 25 мм.
Если давление воздуха в тормозной магистрали не изменяется при движении локомотива, писец будет записывать на ленте ровную горизонтальную линию. Торможение поезда налейте скоростемера будет отмечено зигзагообразной линией, которая показывает характер торможения, т. е. служебное, экстренное или ступенчатое.
Если машинист даст ступень торможения и снизит давление в магистрали на 0,05 МПа (0,5 кгс/см2), писец сместится в вертикальном направлении примерно на 2,08 мм, а при снижении на 0,1 МПа (1 кгс/см2) — на 4,17 мм. Писец запишет наклонную линию в зависимости и от скорости движения локомотива.
Таким образом, при определении режима торможения ориентировочно можно руководствоваться тем, что 0,1 МПа (1 кгс/см2) соответствует смещению писца на 4,17 мм или смещение писца на 1 мм соответствует снижению давления в магистрали на 0,024 МПа (0,24 кгс/см2).

Необходимо учесть, что пружины индикатора тормозного давления не тарированы, поэтому записи по торможению (при существующей конструкции индикатора) могут иметь некоторые неточности и отклонения от действительных значений. При наличии на ленте характерных зигзагообразных линий легко можно определить, где было произведено торможение поезда, а по размерам зигзагов - какое было торможение (экстренное, служебное или ступенчатое).
Писец записи торможения также сдвинут вправо на 20 мм от писца скорости и времени. Поэтому для определения, с какого места, при какой скорости и какое время машинист применял торможение, необходимо от начала записи изменения давления в тормозной магистрали (т. е. от начала торможения) отсчитать в левую сторону 20 мм и провести вертикальную линию до пересечения с линиями скорости и времени километровых наколов и определить искомые величины.
По записи изменения давления в тормозной магистрали и размерам зигзагов определяют характер торможения.