Содержание материала

Применяемые ранее на локомотивах скоростемеры ЗСЛ-2 модернизированы, т. е. на них установлены контактное и регистрирующее устройства. С 1960 г. новые скоростемеры ЗСЛ-2М поставляются железным дорогам.

Контактное устройство.

Оно предназначено для осуществления автоматического контроля скорости при проследовании поездом путевого светофора с желтым и красным огнями и появлении желтого с красным и красного огней на локомотивном светофоре, периодической проверки бдительности машинистов при желтом (после достижения установленной скорости), желтом с красным и красном огнях локомотивного светофора, а также для выключения контроля скорости АЛСН и периодической проверки бдительности машиниста, когда поезд останавливается или следует со скоростью до 10 км/ч.
Контактное устройство устанавливают на оси указателя скорости с задней стороны и кожухом крепят к корпусу скоростемера. Четыре кулачковые шайбы 1 (рис. 17) укреплены на оси 2. Ось вращается на двух шарикоподшипниках 3, помешенных во втулке 4. Ось 2 связана с осью 6 указателя скорости скоростемера муфтой 5
Все кулачковые шайбы по окружности имеют выступы для замыкания и размыкания контактов 8.
Контактное устройство к скоростемеру ЗСЛ-2М
Рис. 17. Контактное устройство к скоростемеру ЗСЛ-2М

Каждый контакт находится в замкнутом состоянии до тех пор, пока ролик 9 его контактной пружины соприкасается с выступом шайбы.
При движении локомотива ось с кулачковыми шайбами поворачивается на угол, соответствующий фактической скорости, и размыкается тот контакт, у которого при данной скорости ролик контактной пружины сбегает с выступа повернутой шайбы. Наличие четырех шайб позволяет контролировать четыре скорости — 10; 20 км/ч и др., установленные управлениями дорог, исходя из местных условий.

Регистрирующее устройство.

Оно служит для записи на лен те скоростемера положения АЛСН, периодического нажатия машинистом на рукоятку бдительности, показания сигнальных огней (желтого, желтого с красным и красного) локомотивного светофора.
Регистрирующее устройство устанавливают на накладке лентопротяжного механизма. Четыре электромагнита (реле) 6 (рис. 18) регистрирующего устройства укреплены на угольнике болтами 12. Угольник прикреплен к задней накладке корпуса, которая собрана из двух частей: верхней откидной 11 и нижней 14, прикрепленной наглухо к литому корпусу прибора. Верхняя и нижняя части соединены петлей 13.
Угольник 10 с электромагнитами 6 и проводами опирается на две специальные стойки 16, расположенные на накладке 17, Шарообразные заточки в верхней части этих стоек защелкиваются в запорных пружинах — замках 7, связанных рычагом 8 с угольником 9, и удерживают угольник с электромагнитами на стойках при открытой крышке 5.
Показание огней локомотивного светофора записывают писцы: 19 — красного, 20 — желтого с красным, 22 — желтого.

Регистрирующее устройство к скоростемеру ЗСЛ-2М
Рис. 18. Регистрирующее устройство к скоростемеру ЗСЛ-2М


Рис. 19. Схема соединения контактного и регистрирующего устройств

Писец 21 регистрирует положение АЛСН с автостопом. Тяги держателей писцов снабжены толкателями 3, упирающимися в якоря электромагнитов.
Пружины 2 служат для возврата писцов в первоначальное положение, т. е. когда катушки электромагнитов обесточены. Один конец каждой пружины крепят винтом 4 к неподвижной накладке 17, а другой — к колонке 7, установленной на держателе. Ход писцов ограничивается стойкой 18.
Соединение электрических цепей контактного и регистрирующего устройств скоростемера с другими приборами АЛСН осуществляется гибким кабелем с разъемными штепсельными соединениями (см. 7 на рис. 17).

Принципиальная схема контактного и регистрирующего устройств.

Электромагниты предназначены дли регистрации на ленте скоростемера: ЭЭ (рис. 19) — положения АЛСН с автостопом и нажатия рукоятки бдительности, ЭК — красного огня локомотивного светофора, ЭКЖ — желтого огня с красным и ЭЖ — желтого огня.
Контактные устройства обеспечивают измерение скорости от 0 до 10 и 20 км/ч, а также служат для измерения установленной для данного участка скорости при желтом огне локомотивного светофора (UЖ) и желтом огне с красным (Uкж).

Счетчик километров.

В счетчике километров улучшенной конструкции нет барабанов рейсовой группы, а барабаны суммарного счетчика имеют большой диаметр и другую конструкцию зубьев и цевок. Счетчик километров приводится в действие от приводного вала скоростемера, связанного через систему зубчатых колес с ведущим валиком. Каждому километру пройденного локомотивом пути соответствуют 30 оборотов приводного вала.
Передачи от приводного вала к первому барабану счетчика километров подобраны так, чтобы 1/10 оборота первого барабана счетчика километров соответствовала 30 оборотам приводного вала.

Между правой и левой стойками расположены цифровые барабаны счетчика. На цилиндрической поверхности каждого барабана нанесены цифры от 0 до 9. На левых торцах барабанов имеются цевки, а на правых по окружности расположено по 20 зубьев, образующих венец. Барабаны свободно посажены на ось. На другой оси надеты трибы, представляющие собой зубчатые колеса малого диаметра, имеющие по восемь зубьев с каждой стороны. С правой стороны зубья, через один, неполные.
Зубья трибов, находясь в постоянном зацеплении с зубьями барабанов, периодически вступают в зацепление с цевками. Сделав один оборот, цевка первого барабана поворачивает полный зуб триба, при этом поворачивается левый барабан. После выхода цевки из зацепления полными зубьями триба охватывается цилиндрическая поверхность первого барабана, чем обеспечивается дальнейшее ее свободное вращение от оси и стопорение левого барабана. Благодаря этому осуществляется десятичная передача, при которой на 10 оборотов каждого правого барабана смежный с ним левый барабан будет делать только один оборот. Таким образом, когда первый барабан, называемый ведущим, провернется на один оборот и отсчитает 10 км, он снова станет на 0, а второй слева барабан зафиксирует цифру 1.
При новом обороте барабана, показывающего километры, барабан, отмечающий 10 км, укажет цифру 2 и т. д.