Автосцепка

Автосцепка, автосцепное устройство,— служит для автоматического сцепления железнодорожной подвижного состава в поезд, передачи и смягчения продольных усилий и амортизации ударных нагрузок при. движении, остановках, а также при манёвре. В двух частях автосцепки, располож. на соединяемых вагонах, находятся элементы механизма сцепления, поглощающий аппарат, центрирующее (опорное) устройство, расцепной привод и элементы крепления и передачи нагрузки на раму вагона (через тяговый хомут, упорную плиту и др.)- Возможность взаимного сцепления частей автосцепки обеспечивается геометрией контура зацепления (замков) малого и большого зубьев. Наибольшее распространение получила автосцепка с однозубым контуром замка (типа Джаннея) и с двухзубым контуром (типа Виллисона). Автосцепки могут иметь различных кинематич. связи в контуре зацепления. В нежёстких А. вертик. перемещения в контуре в сцепленном положении не ограничены, в полужёстких — допускаются перемещения в некоторых пределах, в жёстких — не допускаются. Жёсткие автосцепки (типа Шарфенберга) специализированы и применяются на вагонах метрополитена и пасс, подвижном составе пост, формирования (электропоезда и дизель-поезда). Жёсткие автосцепки могут быть совмещены с соединителями поездных коммуникаций (воздушных, электрические, оптоволоконных).
Автосцепка заменила на подвижном составе винтовую стяжку, соединявшуюся вручную рабочим (сцепщиком), находившимся между вагонами. Вопрос об автосцепках на рус. ж. д. обсуждался впервые в 1898 на XX совещательном съезде представителей дорог. Практическое решение этой задачи стало возможным в 30-е гг. 20 в. В 1932 разработана автосцепка типа СА-3 на осн. двухзубого контура зацепления (авторы Ф. Пухов, И. Н. Новиков, В. А. Шашков, В. Г. Голованов, под руководством
Ф. Егорченко). Перевод подвижного состава сов. ж. д. на автосцепки начался в 1935 и завершён в 1957. автосцепка типа СА-3 (см. рис.) полностью автоматическая, изготовляется в нежестком и полужестком исполнениях.
Механизм сцепления автосцепки
Механизм сцепления автосцепки СА-3: 1 — хвостовик; 2 — упор; 3 — большой зуб; 4 — замкодержатель; 5 — замок; 6 — малый зуб.
Корпус и детали механизма сцепления (замка, замкодержателя, предохранителя, подъёмника и валика подъёмника) выполнены из стального литья. Взаимодействие деталей механизма обеспечивает автоматического сцепление при сжатии двух половин А. и автоматического восстановление готовности к сцеплению при их разъединении. Расцепление производится
вагонами. В автосцепках применяются следующие осн. типы поглощающих аппаратов: пружинно-фрикционные, гидравлич., с резиновыми элементами и эластомерные (с вязкотекучим объёмносжимаемым рабочим телом). Грузовые вагоны имеют автосцепку, оснащённую пружинно-фрикционными поглощающими аппаратами, пассажирские — резино-металлическими.

 
« Авторежимы   Аккумуляторная батарея »
железные дороги