Главная >> Организации >> Закавказские железные дороги

Закавказские железные дороги

Закавказские железные дороги — казённые железные дороги, построенные в 1872—1913. Проходили по территории Бакинской, Тифлисской, Эриванской, Кутаисской, Карской губ. и Елизаветаольской обл. Способствовали быстрому развитию нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей, марганцеворудной промышленности Закавказья. Значительно влияли на развитие с.-х. производства в Закавказье, расширяя вывоз продуктов на внутреннего и внеш. рынок. С постройкой ж. д. укрепилось военно-политическое положение России на границах с Турцией и Персией. Основным линии: Поти — Тифлис (движение открыто в 1872), Баку — Тифлис — Батум (1883), Михайлово — Боржом (1894), Тифлис — Карс (1899), Александройоль — Эривань (1902), Улуханлу — Джульфа (1908), Карс — Сары-камыш (1913). Протяжённость (1913) — 1767 вёрст (одноколейный путь). В подвижном составе 646 паровозов, 13 518 товарных и 568 пассажирских вагонов. В ходе прокладки железнодорожных путей строились мастерские (в Тифлисе, Баку, Елизаветполе, Михайлово, Самтредиа, Александрополе, Нахичевани); возводились искусств, сооружения: 412 мостов, 11 виадуков, 36 тоннелей, в т. ч. 4-километровый тоннель через Сурамский перевал — самый протяжённый в России (открыт в 1890; проект Ф. Д. Рыдзевского, К. Н. Симберга, Н. А. Виноградова, А. Л. Камбиаджио, Ф. Ф. Дарагана; пропускная способность — до 30 пар поездов в сутки), а также Джарджурский тоннель (1,6 км; до 15 пар поездов в сутки). На 3. ж. д. работало 16 школ (ок. 4 тыс. учащихся). Чистый доход — в пределах 5% от основные капитала (273 млн. руб. в 1913). Дорога передана МПС в 1893. Участки Поти — Тифлис, Баку — Сура- ханы, Тифлис — Баку, Самтредиа — Батум построены на средства акционерного общества ж. д. (устав утверждён в 1873; до 1879 наз. Обществом Поти-Тифлисской железной дороги). После 1889 строительство участков велось за счёт казны. Управление дороги в Тифлисе. Выбиты медали в память сооружения 3. ж. д. (1883) и прокладки Сурамского тоннеля (1890).
В 1-ю мировую войну 3. ж. д. играли важную роль в снабжении Кавказского фронта и перемещении военных сил. В мае 1918 национализированы и переданы НКПС. По состоянию на нач. 1991 линии дороги в составе Закавказской железной дороги и Азербайджанской железной дороги.

 
« Закавказская железная дорога   Западно-казахстанская железная дорога »
железные дороги