Высшее образование на железнодорожном транспорте — получают лица, обучающиеся непосредственно в ж.-д. вузах или проходящие курс обучения заочно. Высшее образование на железнодорожном транспорте включает совокупность знаний и практических навыков, необходимых для специалистов высшей квалификации всех отраслей железнодорожного транспорта. В России первый транспортный институт — Институт инженеров путей сообщения основан в С.-Петербурге в 1809 (Петербургский институт инженеров железнодорожного транспорта, ПИИТ). Рост строительства ж. д. в России в кон. 19 в. потребовал подготовки значит, числа инж. кадров. В 1896 было открыто второе высшее учебное заведение по подготовке инженеров железнодорожного транспорта — Московское инженерное училище (Московский   институт инженеров железнодорожного транспорта, МИИТ). В отличие от
С.-Петербургского института в училище был не 5-летний, а 3-летний срок обучения. Для получения диплома студентам необходимо было пройти 2-летнюю практику на строительстве или эксплуатации путей сообщения, представить и защитить отчёт по ней. В 1916/17 учебном году в России в двух вузах обучалось немногим более 1 тыс. студентов. С кон. 20-х гг. создавались институты инженеров железнодорожного транспорта: в 1929 Ростовский (РИИЖТ); в 1-930 Днепропетровский (ДИИТ), Харьковский (ХИИТ), Томский электромеханический (ТЭМИИТ, в 1961 переведён в Омск, ныне ОмИИТ); Моск. электромеханический (МЭМИИТ, в 1954 включён в МИИТ); ТОилисский (ТОИИЖТ, в 1959 вошёл в состав Грузинского политехнич. института в качестве трансп. факультета); в 1931 Ташкентский (ТашИИТ); в 1932 Новосибирский (НИИЖТ); в 1939 Хабаровский (ХабИИЖТ); в 1948 Моск. транспортно-экономический (МТЭИ, в 1958 влился в МИИТ в качестве инженерно-экономического факультета); в 1951 Всесоюзный заочный (ВЗИИТ, ныне Всероссийский); в 1953 Белорусский в Гомеле (БелИИЖТ); в 1956 Уральский электромеханический в Свердловске (Екатеринбурге, УрЭМИИТ); в 1973 Куйбышевский (Самарский, СамИИТ); в 1975 Иркутский (ИрИИТ); в 1976 Алма-Атинский (АлИИТ). В 1991/92 учебном году в 15 ж.-д. институтах с филиалами и учебно-консультационными пунктами обучалось ок. 120 тыс. студентов. После Великой Отечеств, войны для восстановления, эксплуатации и развития железнодорожного транспорта потребовалось много инженеров путей сообщения разных специальностей. Их ускоренная (с трёхлетним сроком обучения) подготовка из дипломированных техников с 5-летним опытом работы по специальности проводилась в течение 12 лет. С 1946 в Московском и Ленинградском институтах, а позже в некоторых других осуществляется подготовка кадров в  зарубежных странах. До 1992 подготовил для 52 стран св. 4 тыс. специалистов.

Основным формы обучения в ж.-д. вузах — лекции, семинарские и лабораторные занятия, курсовые проекты и работы, учебная и производств, практика, дипломное проектирование. В учебный план вузов входят гуманитарный, общенауч., общеинж. и спец. циклы. Занятия ведутся по курсовой системе; перевод студентов на следующий курс производится после сдачи ими всех учебных заданий. Студенты последнего курса по выполнении ими всех обязат. работ и сдаче экзаменов и зачётов, а также гос. экзаменов защищают дипломный проект. Подготовка научно-педагогич. кадров ведётся в аспирантуре и докторантуре. Подготовка инженеров без отрыва от производства приобрела системный характер с созданием ВЗИИТ, а также в дневных вузах заочных и вечерних факультетов, в ряде вузов объединённых в факультеты безотрывной формы обучения. Послевузовское образование, проводившееся ранее на различных курсах, в т. ч. Высших инженерных курсах (ВИК), а руководителей высшего звена — в Академии железнодорожного транспорта, было преобразовано в систему повышения квалификации. В 1968 организован институт повышения квалификации (ИПК); в большинстве вузов работают факультеты повышения квалификации (ФПК) руководящих работников и специалистов ж.-д.
транспорта, филиалы и курсы ИПК в ряде городов, факультеты повышения квалификации преподавателей вузов и техникумов (МИИТ, ПИИТ). На ФПК и спецфакультетах проводится также переподготовка инженеров для получения новых необходимых для транспорта специальностей со сроком обучения от полугола до одного года.
Научные исследования в вузах проводятся на кафедрах, в НИИмостов ПИИТ, проектно-конструкторско-технол. бюро путевых машин ХабИИЖТ и научно-инж. центрах. В вузах железнодорожного транспорта применяется многоступенчатая интегрированная система В. о. с непрерывным параллельным профессиональным, общенауч., общеинженерным и гуманитарным образованием, изучается двухступенчатая система подготовки (бакалавров, магистров). В ряде вузов созданы гуманитарные факультеты, факультативные курсы, удовлетворяющие различных образовательным потребностям. В 60—70-е гг. началась компьютеризация вузов железнодорожного транспорта, созданы вычислит, центры и студенческие вычислит, залы и дисплейные классы; с 80-х гг. широко применяются персональные компьютеры в учебном процессе и науч. исследованиях. Проводится профориентация молодёжи и формирование контингента студентов на факультетах довузовской подготовки, в физ.-матем. школах, на олимпиадах, подготовив тельных отделениях и курсах, в технического лицеях, вузовских ж.-д. общеобразовательных школах. На железнодорожный транспорте широкое распространение получила целевая форма подготовки специалистов для предприятий, организаций и учреждений. С 1992 наряду с бюджетным финансированием началась подготовка специалистов на коммерческой основе с оплатой по договору между вузом, предприятием и студентом.