Главная >> Организации >> Восточно-сибирская железная дорога

Восточно-сибирская железная дорога

Восточно-сибирская железная дорога —  пролегает по территории Иркутской обл. и Бурятии. Управление в Иркутске. Дорога граничит с Красноярской (ст. Юрты), Забайкальской (ст. Петровский Завод), Байкало- Амурской (ст. Лена-Восточная) ж. д. На юге подходит к гос. границе с Монголией (ст. Наушки).   В состав дороги входят 4 отделения: Тайшетское, Иркутское (ст. Иркутск-Сортировочный), Улан-Удэнское, Братское (ст. Вихоревка). Дорога связывает районы Вост. Сибири, Забайкалья и Д. Востока с остальной сетью ж. д. страны, обслуживает крупные, промышленные районы по добыче железной руды и угля, нефтепереработке, заготовке и обработке леса, предприятия энергетической и химической промышленности, машино- и станкостроения, цветной металлургии и др., является одной из важнейших транзитных магистралей. Наиболее крупные станции отправления и прибытия грузов: Черемхово, Коршуниха, Китой-Комбинатская, Суховская, Иркутск-Сортировочный, Улан-Удэ, Лена, Братск.
Идея сооружения ж.-д. магистрали через малозаселённую, почти не исследованную Вост. Сибирь была высказана в 70—80-е гг. 19 в. Необходимость прокладки ж.д. стала особенно очевидной после завершения строительства в 1884 участка Уральской железной дороги от Екатеринбурга до Тюмени. В 1887 сформировались три экспедиции для изысканий будущей трассы Транссибирской магистрали. В мае 1893 был создан комитет по сооружению Сибирской железной дороги Строительство Транссибирской магистрали началось одновременно с двух сторон — из Владивостока и Челябинска. К 1895 закончилась прокладка линии от Челябинска до ст. Обь у посёлка Новониколаевский (ныне г. Новосибирск).


Первый поезд 6 дек. 1895 прибыл в Красноярск, который в 1896—98 стал исходным пунктом прокладки В.-С. ж.д. на Иркутск и через Нижнеудинск (первый поезд прибыл 9 дек. 1897) к г. Тулун. В 1897 работы велись на участках Иркутск — Байкальский, Мысовая — Сретенск; заложены и построены здания вокзалов почти на всём протяжении дороги. В 1898 завершилась прокладка на линии Тулун — Иркутск. В 1900 закончилось строительство Забайкальского участка Мысовая — Сретенск и от ст. Иркутск до ст. Байкал. До 1905 продолжалось сооружение Кругобайкальского участка (между ст. Мысовая и Байкал), с окончанием строительства которого открылось непрерывное движение по всей дороге.
Построенная ж.д. была вначале одноколейной. В 1907 приступили к строительству второй колеи (второго пути), которое закончилось в 1916. В адм. отношении первоначально магистраль была разделена на
дороги: Сибирскую — от Челябинска до ст. Иннокентьевская (ст. Иркутск- Сортировочный) с ветвью на Томск; Забайкальскую — от ст. Иннокентьевская до Сретенска с ветвью на ст. Маньчжурия; Уссурийскую — от Владивостока до Хабаровска; Амурскую — от ст. Куенга до Хабаровска. В 1915 дорога была разделена на 5 дорог: Омскую, Томскую, Забайкальскую, Амурскую, Уссурийскую. В 1934 В.-С. ж. д. стала самостоятельной адм. и хоз. единицей с границами от ст. Мариинск до ст. Мысовая. В 1936 из состава дороги выделилась Красноярская железная дорога. В 20—30-е гг. проводились техническая реконструкция дороги, обновление локомотивного и вагонного парков, строительство новых линий. От главного направления дороги были проложены ветви через горные хребты Саян, Алатау, тайгу, болота, к месторождениям угля, железной руды, лесным массивам, берегам больших рек. В 1922— 3926 построена линия Ачинск — АОакан, связавшая юж. районы Красноярского края, Хакасскую автономную обл. и Туву с другими экономических p-вами страны. В 1939 открылось движение поездов по линии Улан-Удэ — Наушки, обеспечившей транспортно-экономических связи страны с Монголией и создавшей выход к угольному Гусииоозёрскому месторождению.
В годы Великой Отечеств, войны на дороге формировались отряды добровольцев (20 железнодорожников удостоены звания героя Сов. Союза), ремонтировалась военная техника, подготавливался подвижной состав, значительно увеличился объём перевозок грузов из Сибири в европ. часть страны.
В послевоенные годы на дороге наряду с реконструкцией трансп. хозяйства и внедрением новой техники продолжал наращиваться темп перевозок. В 1948 был достигнут довоенный уровень погрузки и грузооборота. Мощное индустриальное развитие региона, широкое вовлечение в хоз. оборот природных ресурсов, освоение новых месторождений полезных ископаемых в отдалённых р-нах вызвали значит, рост перевозок, потребовали дальнейшего технического перевооружения, реконструкции дороги. В 1958 в пост, эксплуатацию сдана линия Тайшет —. Лена, которая связала бассейны pp. Ангары и Лены с сетью ж. д. Сибири, открыла кратчайший доступ к месторождениям полезных ископаемых в бассейне Ангары, обеспечила бесперебойную доставку грузов в сев. районы Иркутской обл. и Якутию. По этой линии продукция Братского энергопром. комплекса, Коршуновского железорудного месторождения и лесозаготовит. районов вывозится в центральные районы страны. В ков. 1965 в пост, эксплуатацию вступил 647-километровый участок АОакан — Тайшет — электрифицированная магистраль высокого класса (совершенные средства связи, электрическое централизация стрелок и дистанционное диспетчерское управление). Эта линия дала новый выход из районов Д. Востока и Сибири в Кузбасс, Казахстан, Ср. Азию. В начале 70-х гг. завершено строительство линии в сев. направлении от ст. Хребтовая к Усть-Илимской ГЭС.
При строительстве многих участков дороги широко использовались достижения науки и техники. Так, дорога стала фактически опытным полигоном электрификации на переменный токе: испытывались и совершенствовались конструкции электровозов переменного тока, отрабатывались элементы контактной сети, устройств связи, сигнализации, централизации и блокировки, которые впоследствии внедрялись на других дорогах сети. На В.-С. ж. д. 97% перевозок осуществляется на электровозной тяге.
Дорога обеспечивает перевозки грузов и населения на важнейшем участке магистрали, к которому подходит южно-сибирский ход, продолжающийся Красноярской железной дорогой, ж.-д. линия из Монголии и выход на Байкало-Амурскую железную дорогу. По дороге осуществляются перевозки, связанные с функционированием Ангаро-Енисейских энергопромышленных комплексов вокруг Братской, Усть-Илимской, Иркутской ГЭС; промышленных предприятий региона, добывающих и перерабатывающих уголь, нефть, руду, лес. Объём грузовых перевозок дороги — один из самых крупных на железнодорожной сети (1989): более 130 млрд. т-км (транзит составил почти 50%, ввоз — более 10%, вывоз — св. 25%, местное сообщение — ок. 15%). Среди транзитных грузов наибольшая доля приходится на чёрные металлы, нефтепродукты, хлебные грузы, продукты лёгкой и пищевой, хим. промышленности, машиностроения. Продукция ввоза — металлы, стройматериалы, нефтепродукты, изделия машиностроения, лёгкой и пищевой промышленности, частично хлебные грузы; вывоза — лесоматериалы, нефтепродукты, железная руда, алюминий, уголь, лесохимическая продукция. В местном сообщении преим. перевозятся строит, грузы, уголь, лесоматериалы, нефтепродукты, с.-х. продукция. Грузонапряжённость дороги примерно в 2 раза выше среднесетевой; общий пассажирооборот (1989) — 5,94 млрд. пасс.-км.
На дороге широкое распространение получил метод погрузки леса с использованием верхней суженной части габарита подвижного состава (погрузка с «шапкой»). Этот метод даёт возможность высвободить каждый четвёртый вагон для дополнит, погрузки. Большая работа проводится по обеспечению безопасности движения поездов, освоению прогрессивной системы электротяги на однофазном переменный токе; внедрению электронных устройств в телемеханических системах; разработок в области компенсации реактивной мощности при электротяге на переменный токе. Значительно улучшены условия рекуперации электроэнергии на участках электротяги на пост, токе. Коренные изменения произошли в устройствах автоматики, телемеханики и связи; почти все стрелки переведены на электрическое управление. Для увеличения провозной и пропускной способности главный ход дороги оборудован 3-значной автоблокировкой, а также устройствами автоматическими локомотивной сигнализации, поездной радиосвязью. На мн. перегонах установлена бесконтактная аппаратура обнаружения нагретых букс. Электровозы на перевальном участке Иркутск—Слюдянка обслуживаются по системе многих единиц, при которой управление спаренными машинами осуществляется одной бригадой. Дорога награждена орденом Трудового Красного Знамени (1976).

 
« Воронежский тепловозоремонтный завод   ВСЕПРОФЖЕЛЬ »
железные дороги