ВНИИЖТ

Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта (ВНИИЖТ). Находится в Москве. Основным в апр. 1918 в соответствии с декретом об организации науч. исследований на железнодорожный транспорте как Эксперим. институт путей сообщения. В нём активно работали Н.         Е. Жуковский и С. А. Чаплыгин. Одновременно был организован Высший технического совет НКПС. В 1919 на их основе создан Техн. комитет, который в 1922 преобразован в Высший технического комитет, а в 1923 — в Научно-технического комитет НКПС, из которого в 1929 были организованы отраслевые НИИ: тяги, эксплуатации, вагонный, связи, электрификации, металлов. В 1935 на базе существовавших отраслевых НИИ созданы НИИ железнодорожного транспорта (НИИЖТ) и НИИ пути и строительства (НИИПС). Директором НИИЖТ был назначен В. Н. Образцов. В 1940 НИИЖТ и НИИПС разделены на ин ты: паровозно-вагонного хозяйства и энергетики; движения и грузовой работы; пути и путевого хозяйства; ж.-д. строительства и проектирования; связи, СЦБ и электрификации; экономики и финансов. Эвакуированные -в дек. 1941 в Ташкент отраслевые институты объединены во Всесоюзный НИИ железнодорожного транспорта (ВНИИЖТ). В 1943—51 институт возглавлял Т. С. Хачатуров. В нём плодотворно работали известные учёные А. П. Петров (эксплуатация ж.д.; под его руководством началось внедрение вычислит. техники на железнодорожный транспорте), Н.   П. Щапов (основатель трансп. металловедения), В. Ф. Егорченко (ж.-д. тяга), И. И. Власов (электрификация ж.д.), М. И.Вахиин (автоматика, телемеханика и связь), К. А. Бернгард (эксплуатация ж. д.), В. М. Казаринов (автотормоза). С 1992 — указанное назв. ВНИИЖТ — головной институт отрасли. Разрабатывает вопросы развития железнодорожного транспорта и совершенствования его эксплуатации. В институт входят науч. подразделения, занимающиеся общетрансп. вопросами (управление перевозочным процессом на базе внедрения современные средств вычислит, и микропроцессорной техники, экономика транспорта, грузовая работа, Uacc. перевозки) и вопросами деятельности отд. хозяйств отрасли (локомотивного, вагонного, пути, электроснабжения, связи и СЦБ, стационарной энергетики). Наряду с этим работают подразделения по спец. вопросам эксплуатации метрополитенов; применению на транспорте новых смазочных, полимерных материалов и металлов; современные сварочной технике; комплексным испытаниям подвижного состава; охране труда и окружающей среды, безопасности движения. Институт имеет экспериментальное кольцо на ст. Щербинка (Московской области), созданное в 1932 под руководством И. И. Белоконя, которое представляет собой три замкнутых электрифицир. кольцевых пути с протяжённостью внеш. кольца 6000 м. Экспериментальное кольцо позволяет соединить лабораторную точность исследований с реальными условиями испытаний. На этой эксперим. базе испытывают все поступающие на железнодорожный транспорт технических средства: локомотивы, вагоны, автоматическими тормоза, средства связи и СЦБ, новые конструкции пути, пролётные строения мостов и пр. На кольце впервые проведены эксперим. отработка методов вождения тяжеловесных и длинносоставных поездов, экспрессные исследования подвижного состава с повыш. осевыми нагрузками и взаимодействия его с ж.-д. путём, сократившие сроки испытаний в 5 раз.
В 1932 организован опытный завод института для изготовления образцов новой техники и лабораторного оборудования. Для проведения высокоскоростных испытаний подвижного состава и его воздействия на путь институт имеет полигон Белореченская — Майкоп на Северо-Кавказской железной дороги Вопросами технического и технол. обеспечения работы ж. д. Урала, Сибири и Д. Востока с учётом специфич. условий регионов занимаются Уральское отделение института и опытный завод (оба в Екатеринбурге). Институт имеет ВЦ и аспирантуру, принимает к защите кандидатские и докторские диссертации. Выпускаются «Труды» (с 1918, назв. менялось), «Вестник» (с 1942). Награждён орденом Трудового Красного Знамени (1966).

 
« ВНИИЖГ   Вологодский вагоноремонтный завод »
железные дороги