Новосибирский Институт Инженеров Железнодорожного Транспорта (НИИЖТ), основан в 1932 как Новосибирский путейский институт инженеров транспорта (НГШИТ), в 1934— 1953 — Новосибирский институт военных инженеров транспорта (единственный в стране вуз, выпускавший специалистов такого профиля), указанное назв. с 1953.В годы Великой Отечественной войны сотни студентов и сотрудников института ушли добровольцами на фронт.
Ин-т имеет 5 дневных факультетов: управления процессами перевозок; строительства железных дорог; промышленного и гражданского строительства; мостов и тоннелей; инженерно-экономических, а также заочный; факультет повышения квалификации руководящих работников и специалистов железнодорожного транспорта; довузовской подготовки с подготовит, отделением, курсами, технического лицеем, профильными классами школ, гимназии, учебно-производственных комбинатов, центрами довузовской подготовки и профориентации на ряде железнодорожных станций; учебно-консультац. пункт в Барнауле. В 1992 в институте обучалось св. 6 тыс. чел. по 9 специальностям. На 32 кафедрах работают около 370 преподавателей, в т. ч. 26 докторов наук и проф., 165 канд. наук и доцентов. В институте имеется аспирантура; институту предоставлено право приёма к защите кандидатских и докторских диссертаций. Со дня основания институтом подготовлено около 35 тыс. специалистов. На кафедрах и в 10 и.-и. лабораториях, 9 группах и 4 научно-инж. центрах ведётся научная работа, основные направлениями которой являются повышение пропускной и провозной способности ж. д.; совершенствование конструкций и повышение надёжности искусств, сооружений; обеспечение сохранности перевозимых грузов; совершенствование технологии перевозок опасных грузов; организация путевого хозяйства и повышение надёжности пути; защита от снежных заносов и лавин; изучение деформируемых сред, создание льдотехники, строительство мостов в суровых климатические условиях; разработка транспортной программы Сибири. Издаются сборники трудов (с 1935).