Главная >> Организации >> Московско-Нижегородская железная дорога

Московско-Нижегородская железная дорога

Московско-Нижегородская железная дорога — казённая железная дорога, построенная в 1858—62. Проходила по территории Московской, Владимирской, Нижегородской губ. Связывала Центр России с Поволжьем и восточными районами страны; играла важную роль в снабжении Москвы с.-х. продуктами, а также в доставке товаров на Нижегородскую ярмарку. Основным линии: Москва — Владимир (движение открыто в 1861), Владимир — Ниж. Новгород (1862). Протяжённость (1862) — 410 вёрст (земляное полотно отсыпалось под два пути, одноколейный путь до 1875). Первые проекты строительства Нижегородской железной дороги относятся к 30-м гг. 19 в. Известно выступление в печати Н. П. Щеглова с предложением о прокладке ж. д. между Петербургом и Ниж. Новгородом. Эту идею поддерживали мн. прогрессивные деятели, в т. ч. М. С. Волков, статью которого в защиту железнодорожного транспорта в России предполагал напечатать А. С. Пушкин в журнале «Современник» (1836). Вопрос о прокладке ж. д. был решён окончательно в 1857. Концессию на строительство получило Главное общество Российских железных дорог, которое исполнит, власть передала Гл. центральному управлению, руководимому франц. инж. К. Коллиньон. Практич. работы велись под руководством рус. инженеров, среди которых было немало выпускников института Корпуса инж. путей сообщения (в т. ч. А. И. Дельвиг). При прокладке трассы использовали данные, полученные изыскателями при съёмке на местности во время подготовки к строительству шоссейного тракта Москва — Ниж. Новгород (в 1845). Строит, работы начались на участке Москва — Владимир в мае 1858; на линии Владимир — Ниж. Новгород к работам приступили весной 1859. На строительство привлекались вольнонаёмные рабочие и по принудительному найму крестьяне из прилегающих губерний. На дороге уложены первые рельсы, произведённые казённым Камско-Воткинским заводом. Возведены искусств, сооружения, в т. ч. Городищевский, Ковровский и Галичский мосты.
Построены 27 железнодорожных станций, депо, вокзалы, шпалопропиточный завод, железнодорожные мастерские (наиболее технически оснащённые в Коврове), жилые дома для служащих и рабочих; работали библиотеки, больницы. Подготовка кадров велась в училищах (в Коврове и Ниж. Новгороде). Открытие движения состоялось на всём протяжении дороги 1 авг. 1862, но ещё в течение 2—3 лет продолжались работы по укреплению насыпей, усилению искусственных сооружений, развитию Начальником дороги в 1863—68 был II. ф. Кёниг. В 1878 были уложены вторые пути на участке Москва — Владимир (237 вёрст), в 1892 — до Ниж. Новгорода. В 1888 в подвижном составе эксплуатировались 3623 товарных и 268 пассажирских вагонов. До 1894 дорога принадлежала Главному обществу ж. д. В 1893—95 М.-Н. ж. д. объединена с Московско-Курской железной дорогой и Муромской железной дорогой; управление в Москве. Чистый доход — в пределах 4,7% от основного капитала (273 млн. руб. в 1900). В мае 1918 дорога передана в ведение НКПС. По состоянию на нач. 1991 в составе Московской и Горьковской железной дороги.

 
« Московско-курская железная дорога   Моторвагонный подвижной состав »
железные дороги