Московская железная дорога — пролегает по территории Московской, Смоленской, Калужской, Тульской, Рязанской, Орловской, Курской, Брянской, по части территории Владимирской, Пензенской областей, а также по Черниговской и Сумской областям Украины, по территории Мордовии. Дорога образована в 1959 в результате объединения несколько ж. д. (Московско-Рязанской, Московско-Курско-Донбасской, Московско-Окружной, Калининской, Московско-Киевской и Северной).

Управление дороги в Москве. Эксплуатационная длина дороги  — 9281 км, в т. ч. электрифицир. 4311 км. Дорога граничит с Октябрьской, Белорусской, Юго-Западной, Южной, Юго-Востючной, Куйбышевской, Горьковской, Северной железной дороги. В состав М. ж. д. к концу 1991 входило 13 отделений, Дирекция международных и туристских перевозок, св. 300 хозрасчётных предприятий (депо, станции, дистанции и др.). Основным узловые станции: Московский железнодорожный узел с пасс., технического, грузовыми и сортировочными станциями; узловые станции на пересечении Большой Московской Окружной железной дороги (БМО) с радиальными направлениями, в т. ч, крупнейшие сортировочные ст. Орехово-Зуево и Бекасово, а также железнодорожные узлы Тула, Орёл, Курск, Узловая, Ожерелье, Рыбное, Брянск, Сухиниии, Вязьма, Смоленск, Унеча, Льгов, Калуга, Фаянсовая, Ряжск, Павелец-Тульский.
Старейшие на сети железных дорог России участки построены в 60—90-е гг. 19 в. В 1861 открылось движение на однопутном участке Москва — Петушки, в 1862 — между Москвой и Загорском. В 1862—65 проложен путь на Рязань, в 1866—68 — на Курск (линия Серпухов — Тула — Орёл), в 1870 — на Александров от Загорска и на Смоленск через Можайск. В 18 веке железнодорожная линия связала Москву с Брянском и Калугой. В 1900 построена линия на Савёлово, в 1901 — на Шаховскую, в 1912 — на Черусти. Развитие железнодорожной сети в центр, районе продолжилось прокладкой линии Брянск — Вязьма и строительством БМО (в 60-е гг.). Электрификация на М. ж. д.началась на участке Москва — Мытищи в 1929, затем на электрическое тягу были переведены участки от Мытищ на Щёлково и Софрино.
Железнодорожники М. ж. д., особенно Московского узла, внесли значительный вклад в индустриализацию страны, активно участвуя в реконструкции и модернизации железнодорожного транспорта, стали инициаторами мн. полезных начинаний (увеличение пробега локомотива за счёт форсировки котла паровоза, метод кольцевой езды и др.). В депо Москва-Сортировочная в 30-е гг. начала работать первая женщина-машииист 3. П. Троицкая. Передовые методы труда внедрялись на мн. станциях (в 1936 на ст. Люблино-Сортировочная была создана первая механизир. сортировочная горка).
Во время Великой Отечественной войны моек, железнодорожники оказали большую помощь фронту. При подготовке контрнаступления под Москвой осенью 1941 в районы сосредоточения войск было подвезено св. 333 тыс. вагонов. К началу оборонит, боёв под Москвой для базирования войск использовались участки Московско-Киевской, Московско-Курской, Московско-Донбасской железной дороги Для обеспечения стратегия, операции в районе Курской дуги в марте — августе 1943 фронтам, участвовавшим в этом сражении, было доставлено 3177 эшелонов с войсками и 2543 поезда с материальными ресурсами, использовано 540 тыс. вагонов.
В послевоенные годы были полностью восстановлены разрушенные линии, заново построены вокзалы в Смоленске, Брянске, Орле, Курске; внедрялись новые технические средства. В 1947 на дороге прошли испытания тепловозы серии ТЭ; в 1949 впервые на сети на станции Москва-Курская была введена маршрутно-релейная централизация.
В 1947 прошли структурные преобразования (создай Центральный ж.-д. округ в составе Московско-Курской, Московско-Донбасской, Московско-Рязанской, Московско-Киевской, Московско-Окружиой и Северной железной дороги), что обеспечило лучшую координацию работы и послужило предпосылкой к организации единой железной дороги в 1959. В её состав были включены также Московские отделения Северной, Калининской, Московско-Киевской и Западной дорог. В 1961 к дороге была присоединена вся Калининская железная дорога, за исключением Великолукского и Ржевского отделений. Объединение способствовало централизации управления, улучшению техн. оснащённости.
В 50—60-е гг. на ряде участков М. ж. Д. значительно возросла грузонапряжённость, которая достигла в 1958 10 млн. т-км (в 2 раза больше, чем в 1940). Выполнению большого объёма перевозок способствовало появление многоосных вагонов-транспортёров грузоподъёмностью 180— 230 т, рефрижераторных поездов. На участке Москва — Ожерелье прошли испытания вождения грузовых поездов электровозом ВЛ22 мощностью 2400 кВт. В 70—80-е гг. в реконструкцию дороги, на замену подвижного состава вложено более 2,5 млрд. руб., что позволило значительно обновить основные производств, фонды. Развитие Московского железнодорожного узла осуществлялось на основе комплексной схемы развития транспорта в Москве и Московской обл. В сер. 80-х гг. сооружены крупнейшие в стране сортировочные комплексы на ст. Орехово-Зуево и ст. Бекасово, уложены дополнит, главные пути на головных и радиальных участках Рижского, Казанского, Киевского и Павелецкого направлений, построен Савёловско-Смоленский диаметр, реконструированы пассажирские ст. Москва-Казанская, Москва-Киевская, Москва-Павелецкая. Реконструированы и капитально отремонтированы Киевский, Ярославский, Белорусский, Павелецкий, Савёловский и Казанский вокзалы. Выполнены работы по удлинению путей на 70 станциях, увеличена длина 350 высоких платформ, что позволило пустить удлинённые поезда. На скоростных направлениях дороги (в т. ч. Ленинградском и Южном) уложен бесстыковой путь, главные пути поставлены на железобетонные основания. В распоряжении дистанций пути находятся путевые машины ВПР-1200, ВПРС-500 и моторные гайковёрты, позволяющие механизировать трудоёмкие работы при ремонте и текущем содержании пути.

На дороге совершенствовалась перевозочная работа на основе эффективного использования транспортных средств, повышения производительности труда. Получил распространение опыт работников ст. Люблино-Сортировочная, которые добились значительного сокращения простоя транзитных вагонов под разгрузкой.
В начале 90-х гг. протяжённость участков, оснащённых автоблокировкой, полуавтоматическими блокировкой и диспетчерской нейтрализацией, составила 8882 км, более 21 375 стрелочных переводов было включено в электрическое централизацию управления стрелками и сигналами, автоматическими локомотивной сигнализацией и автостопами оснащено 7247 км, автоматизированы все тяговые подстанции электрифицированных линий и более половины из них переведено на телеуправление. На дороге создан первый на железнодорожный транспорте страны Информационно-вычислит. центр. На базе разветвлённой сети вычислительных комплексов на сортировочных и грузовых станциях действуют АСУ перевозочным процессом, автоматизированным продажей билетов и бронированием мест на пассажирского поезда (АСУ «Экспресс-2») и др. Все технологические процессы при ремонте подвижного состава и др. технических средств осуществляются на автоматическими и полуавтоматич. поточно-конвейерных линиях, механизированным и автоматизированным рабочих местах, с использованием крупноагрегатных методов ремонта, сетевых графиков управления производств, процессами и т. п.
На дороге были выдвинуты инициативы, получившие распространение на др. дорогах сети: по вождению тяжеловесных поездов, по обращению длинносоставных пассажирских удлинённых пригородных и дальних поездов и др. На М. ж. д. успешно осваиваются контейнерные перевозки. В 80-е гг. созданы грузовые комплексы для переработки грузов и контейнеров на ст. Москва-Товарная Смоленская, Москва-Товарная Павелецкая, Москва-Товарная Киевская, Москва-Товарная Курская. Московский узел является одним из крупнейших в мире, включает две кольцевые линии (большое и малое кольцо). Протяжённость главных путей диаметральных линий составляет св. 3 тыс. км. В кон. 80-х гг. М. ж. д. занимала первое место на сети дорог страны по пасс, перевозкам, ежегодно перевозила около 1,5 млрд. пассажиров (примерно 1/3 от общей перевозки пассажиров всем железнодорожный транспортом).