МИИТ

Московский институт инженеров железнодорожного транспорта (МИИТ), основан в1896 как Моск. инженерное училище (МИУ), в 1913 преобразовано в Московский институт инженеров путей сообщения (МИИПС); в 1924 объединён с Высшими технического курсами НКПС под указанным назв.", в 1930 реорганизован с выделением Моск. автодорожного института, Моск. электромеханическая института инженеров железнодорожного транспорта (МЭМИИТ), водного факультета (вошёл в состав Ленингр. института инженеров водного транспорта), эксплуатационных и строит, факультетов, на базе которых созданы два самостоятельных вуза; в 1933 вновь объединены эксплуатационных и строит, факультеты, они слились с транспортно- экономических институтом под указанным назв.; в 1948 инженерно-экономический факультет выделен в самостоятельный транспортно-экономический институт (МТЭИ); в 1954 объединён с МЭМИИТ, а в 1958 — с МТЭИ; с 1993 наз. Моск. Гос. университет путей сообщения (МГУПС). Первым директором МИУ был Ф. Е. Максименко.
В числе первых преподавателей МИУ были известные учёные: Л. Д. Проскуряков, С. А. Чаплыгин, Д. Ф. Егоров, И. А. Каблуков, П. Н. Лебедев и др. В 1899—1901 в МИУ учился М. Т. Елизаров, который в 1917 стал наркомом путей сообщения. Среди первых выпускников МИИПС были впоследствии ставшие известными учёными И. Г. Александров, Б. Н. Веденисов, В. В. Звонков, С. В. Земблинов, Н. М. Митропольский и др. В 1919 в институте организован один из первых в стране рабочий факультет, который в 1921—28 окончило 1278 чел. В кон. 20-х гг. на 4 факультетах института велась подготовка инженеров для ж.-д., водного и автомобильного транспорта. В начале 30-х гг. в МИИТ обучалось св. 9,5 тыс. студентов.
С первых лет создания МИУ вокруг видных учёных формировались науч. школы, в т. ч. школа строит, механики и мостов Проскурякова, ученики которого П. А. Велихов и И. П. Прокофьев внесли значит, вклад в развитие строит, механики и воспитали плеяду известных учёных (Г. А. Николаев, Е. О. Патон, А. Ф. Смирнов, В. В. Болотин и др.). В 1925 при МИИТ создан НИИ для исследований в области транспорта. Длительное время на кафедре мостов МИИТ работали Г. П. Передерий, Н. С. Стрелецкий. В 1939—49 кафедру «Станции и узлы» возглавлял В. Н. Образцов, кафедру «Общий курс железных дорог» — Веденисов, кафедру «Изыскания и проектирование железных дорог» — А. В. Горинов. Науч. школу экономики транспорта и строительства возглавлял Т. С. Хачатуров. В 30—40-е гг. на кафедре «Локомотивы и локомотивное хозяйство» под руководством С. П. Сыромятникова заложены основы проектирования локомотивов.
В годы Великой Отечественной войны сотни студентов и сотрудников института добровольцами ушли на фронт, около 300 — в нар. ополчение, около 600 — на строительство оборонит, укреплений. Студенту В. В. Павлову и преподавателю К. Я. Самсонову (участник штурма рейхстага) присвоено звание Героя Сов. Союза. На территории института сооружён (1970) мемориал погибшим в Великую Отечественную войну. В 1941—43 институт работал в эвакуации (Новосибирск). В годы войны продолжалась подготовка специалистов и велась и.-и. работа, в частности под руководством Образцова разработаны методы трансп. обеспечения фронта и тыла, созданы первые в мире приборы автоматическими раскрытия парашютов (Веденисов, В. А. Сокович). Под руководством Сыромятникова создан паровоз 1-5-0, проведена комплексная модернизация паровозов серий Э и О.
В кон. 50-х гг. (ректор Ф. П. Кочнев) ин т стал одним из крупнейших вузов. В 1992 в институте обучалось св. 12 тыс. студентов на дневных факультетах (ж.-д. автоматики, телемеханики и связи; управления процессами перевозок; строительства железных дорог; мостов и тоннелей; промышленного и гражданского строительства; инженерно-экономический; электрификации железных дорог; механическая; механико-технологической; технического кибернетики) и на вечернем факультете. Довузовская подготовка проводится на подготовит, отделении, вечерних и заочных подготовит, курсах, в физико-матем. школе и в лицее. В институте работают факультет повышения квалификации преподавателей транспортных вузов, спец. факультет по переподготовке инженеров по специальности «Повышение надёжности и износостойкости машин». На 63 кафедрах работают около 1,1 тыс. преподавателей, в т. ч. 154 доктора и проф., св. 600 канд. наук и доцентов, среди них 26 акад. и чл.-корр. Академии транспорта Российской Федерации, 11 заслуж. деятелей науки и техники и заслуж. деятелей науки РСФСР. В институте организован отраслевой центр подготовки кадров высшей квалификации, объединяющий докторантуру и аспирантуру, институту предоставлено праве принимать к защите кандидатские и докторские диссертации.
МИИТ — ведущий вуз страны, один из пяти крупнейших вузов Москвы, готовит специалистов для железнодорожного транспорта и др. отраслей нар. хозяйства страны по 24 специальностям. Со дня основания в институте подготовлено св. 103 тыс. специалистов. В институте работает Между народный центр, обеспечивающий все формы обучения специалистов для зарубежных стран (в т. ч. с 1991 на коммерческой основе). С 1946 в МИИТ подготовлены св. 2000 инженеров, канд. и докторов наук из зарубежных стран. Выпускники института работают более чем в 50 странах мира. В 1992 в институте обучалось около 400 иностранных студентов, аспирантов и стажёров.
В МИИТ ведётся и.-и. работа в 22 отраслевых лабораториях, функциональных отделах, вычислит, центре, студенческом творческом объединении. Основным направления научные работы — создание системы управления обеспечением безопасности движения поездов; разработка высокоэффективного подвижного состава, устройств энергоснабжения, систем их технического обслуживания и ремонта; создание новых и совершенствование существующих конструкций пути, искусств, сооружений и зданий; разработка новых методов проектирования, строительства и эксплуатации пост, устройств железнодорожного транспорта; совершенствование планирования, управления и повышение эффективности работы транспорта и транспортного строительства; создание систем, устройств и программного обеспечения для автоматическими управления транспортно-технологическими процессами. Издаются Труды института (с 1926), многотиражная газета «Инженер транспорта» (с 1924).

 
« МБЖД   Минский вагоноремонтный завод »
железные дороги