Людиновский тепловозостроительный завод (г. Людиново Калужской обл.), основан в1745 (начало строительства в 1732) рус. заводчиками Демидовыми под названием Людииовский железоделательный завод, специализировался на выплавке чугуна, выпуске простейших металлических изделий, с 1820 — на производстве транспортных и энергетических машин. В 1841 на заводе изготовлены первые рельсы для Петербург-Московской железной дороги, в 1858 — первые отечественные пароходы, начавшие навигацию на Десне, Днепре и Волге. Во 2-й пол. 19 в. завод стал одним из центров отечественного паровозостроения, его паровозы превосходили по качеству франц., австр. и др. зарубежные локомотивы. В 1870построен первый в России узкоколейный товарный паровоз, который затем выпускался 11 лет, В 30-е гг. завод стал ведущим по производству промышленных и с.-х. локомобилей и паросиловых установок. Выполняя план ГОЭЛРО, выпустил более 22тыс. локомобильных электростанций для отдалённых районов страны. В годы Великой Отечественной войны был эвакуирован в Сызрань, где на его базе организован Сызранский локомобильный завод. В 1957 завод перешёл на выпуск тепловозов, получил указанное название. На заводе созданы тепловозы: магистральный секционный ТГ16 для ж. д. Юж. Сахалина с колеёй 1067 мм, маневрово-вывозной ТГМ6А для крупных промышленных предприятий, тепловозы серий ТГМ. Промышленные и маневрово-вывозные тепловозы, выпускаемые заводом, имеют высокие показатели (например, тепловоз ТЭМ7 обрабатывает составы до 10 тыс. т).