Горьковская железная дорога — пролегает в основном по территории Нижегородской, Владимирской,  Кировской областей, частично Мордовии, Татарии, Марий Эл, Башкирии, Чувашии, Удмуртии, а также Рязанской, Пермской, Свердловской областей. Управление дорога в Нижнем Новгороде.   В состав дороги входят 6 отделений: Муромское, Горьковское (Нижегородское), Кировское, Казанское, Ижевское, Владимирское. Дорога граничит с ж. д.: Московской (ст. Петушки и Черусти), Свердловской (ст. Чепца, Дружинино), Северной (ст. Новки, Су- соловка, Свеча), Куйбышевской (ст. Красный Узел, Цильна). Дорога обслуживает трансп. нужды 8 областей, 6 республик, осуществляет транзитное, грузовое и пасс, сообщение между центром страны, районами Поволжья, Приуралья и Сибири.
Основным узловые станции: Владимир, Новки, Ковров, Горький-Сортировочный, Котельнич, Киров, Лянгасово, Муром, Арзамас, Красный Узел, Канаш, Свияжск, Зелёный Дол, Юдино, Агрыз, Армязь.
Дорога была образована в настоящих границах в 1961 в результате слияния Горьковской и Казанской железной дороги, в состав которых входили старейшие ж. д.: Московско-Нижегородская, Московско-Казанская, Вятско-Двинская и Северная, построенные во 2-й пол. 19 в. Их протяжённость составляла 2451 км. Отд. участки являются старейшими на сети: линия Москва (ст. Петушки) — Нижний Новгород, построенная в 1861—62, участки Муром — Ковров (1880), Вятка — Чепца и Вятка — Котлас (1899). В 1906 вступила в эксплуатацию магистраль Вологда (ст. Свеча) — Котельнич — Вятка, создавшая прямую ж.-д. связь центральных и сев.-зап. районов с Уралом. С первых лет сов. власти в р-нах Поволжья, в т. ч. в районе тяготения Г. ж. д., шло ж.-д, стр-во. В 1918 сданы в эксплуатацию линия Арзамас — Канаш, обеспечившая кратчайшую связь Москвы с Казанью, и Ливия Агрыз — Ижевск — Воткинск. Второй выход из европ. части страны да Урал и далее в районы Сибири дал участок дороги Казань — Агрыз — Дружинине)—Свердловск, введённый в 1924. В 1927 Москва получила ещё один выход в районы Юж. Урала и Марий Эл через Нижний Новгород — Киров — Пермь на Йошкар-Олу. В 1940 закончена прокладка линии Яр — Фосфоритная и линии к столице Чувашии Чебоксары. В 1945 введён в эксплуатацию участок, связавший Ижевск со ст. Игра, а в 1947 — ст. Пибаньшур со ст. Игра, в результате чего были соединены линии: Казань — Свердловск и Киров — Пермь — Свердловск.
На дороге было выдвинуто немало ценных инициатив. В 30-е гг. развернулось стахановско-кривоносовское движение, сыгравшее значит, роль в повышении ироизводительности труда. В годы Великой Отечественной войны работники магистрали внесли большой вклад в дело разгрома врага. Построено и отправлено на фронт 9 бронепоездов, 7 паровозных колонн, десятки вагонов, оборудованных зенитно-пушечными установками для прикрытия оперативных поездов, военносанитарные и ремонтно-восстановит. поезда, поезда-бани, вагоны-пекарни.
В послевоенные годы работники магистрали восстанавливали нар. хозяйство. С внедрением новых видов тяги на дороге началось технического перевооружение. В 1959 паровая тяга на южном ходу заменена тепловозной (5 тепловозов). В 1961 на новом виде тяги работало всё направление. В 1962—64 электрифицирован на переменный токе северный ход дороги. В 1972 на пригородных участках Свияжска, Казани и Арска открылось движение поездов на электротяге. В 1980 началась электрификация всего южного хода дороги на переменный токе.
Переход на тепловозную тягу, электрификация, диспетчерская централизация, автоблокировка, комплексная механизация ремонта подвижного состава, реконструкция всех хозяйств — этапы технического развития дороги.
На Горьковской железной дороге впервые в стране был применён прогрессивный наклонный способ погрузки автомобилей на платформы и полувагоны, давший большой экономических эффект. Метод уплотнённой погрузки грузовых автомобилей стал применяться на всех автомобильных заводах и ж. д., а также на морском и речном флоте. В кон. 70-х гг. на ст. Киров разработан метод обнаружения неисправностей в подшипниках качения буксового узла по внеш. признакам, что позволяет предотвратить отцепку вагонов из-за неисправности букс на гарантийных участках. На магистрали была внедрена шахматная система контроля за поездами в пути следования, обеспечивающая безопасность движения. На сети распространён опыт красноуфимских железнодорожников, разработавших способ определения перегруза вагонов без взвешивания. На Горьковской железной дороге впервые на сети при диагностировании непловозных дизелей применён спектральный анализ моторного масла с          использованием ЭВМ. В Кировском отделении дороги разработана система «Буран», позволяющая осуществлять вызов, расстановку людей и организацию работы снегоочистительных машин в условиях сильных снегопадов и метелей. На Дзержинской дистанции пути разработан прогрессивный метод содержания пути из длинномерных рельсов на ж.-б. шпалах (автор метода дорожный мастер дистанции Б. П. Усов). Известны на сети опыт Горьковской дистанции сигнализации и связи по технического обслуживанию устройств СЦБ и связи; опыт локомотивного депо Лянгасово по изготовлению технол. оснастки; опыт совершенствования форм организации и стимулирования труда в грузовом хозяйстве дороги. На Горьковском отделении дороги в 1982 впервые на сети было организовано движение пригородных 20-вагонных электропоездов, что помогло решить проблему перевозки пассажиров в часы пик и предоставить дополнит. возможность продвижения грузовым поездам. Опыт совершенствования перевозок пассажиров в пригородном сообщении перенесён на магистральные пасс, поезда: с 1983 в направлениях Москва, Киров, Казань следуют пасс, поезда повышенной длины (до 23 вагонов).
Дорога награждена орденом Трудового Красного Знамени (1971).