Главное общество российских железных дорог — русско-французское акционерное общество, созданное в 1857 для строительства железных дорог. Учредители — известные рос. и иностр. промышленники и банкиры. Общество возглавлял Совет управления (20 чел.), имевший два комитета (петерб. и парижский). Предполагалось построить Петербург- Варшавскую ж. д. с веткой от Вильны до Кёнигсберга (1042 версты), Московско-Нижегородскую (409 вёрст), Московско-Феодосийскую (1368 вёрст) и Курско-Либавскую ж. д. (1100 вёрст). Ж.-д. линии должны были соединить С.-Петербург и Москву с одним из главных торговых центров — Нижегородской ярмаркой и с Чёрным и Балтийским морями, обеспечив хлебный экспорт России. Фактический контроль за строительством железных дорог и финансовое руководство осуществлял парижский комитет. Из-за финансового кризиса из намеченных 4 тыс. вёрст к 1861 было построено 755 вёрст, строилось 800 вёрст. В 1861 парижский комитет упразднён, утверждён новый устав; для окончания Петербург-Варшавской и Московско-Нижегородской железной дороги из Гос. казначейства выдана ссуда в 28 млн. Руб., руководство сосредоточено в петерб. комитете, куда наряду с рос. акционерами (Э. Т. Баранов, А. И. Левшин, С. В. Кербедз и др.) вошли представители лондонского и парижского банков и рос. правительства. В 1862 строительство обеих ж. д. закончено. В 1868 общество получило в аренду Николаевскую железную дорогу. К 90-м гг. 19 в., эксплуатируя три наиболее доходные ж. д. (общей дл. 2242 версты), общество в то же время оставалось одним из самых крупных должников казны (долг 170,5 млн. руб.). В 1894 все линии были выкуплены в казну; общество прекратило существование.