Железнодорожный поселок — пристанционный населённый пункт, в котором проживают в основном работники железнодорожного транспорта и члены их семей. Многие железнодорожные поселки, созданные первоначально для работников железнодорожной станции, с экономических развитием региона превращаются в малые города. Различают железнодорожные поселки малые (до 3 тыс. жителей), средние (до 5 тыс.), большие (св. 5 тыс.). Возможно строить железнодорожные поселки по отношению к городу обособленно либо отдельно от него, но с пешеходной связью или как часть города. На крупных железнодорожных узлах применяют централизованную, раздельную и обособленную системы расселения жителей. На линии ж.д. расстояние между железнодорожными поселками устанавливается в зависимости от интенсивности движения поездов, климатических, топографических, геологических, и др. местных условий. На вновь строящихся линиях расстояние между железнодорожными поселками принимается, как правило, не более 60 км, на ж.-д. линиях, сооружаемых в суровых климатические условиях,— через 40— 100 км.
В связи с внедрением на железнодорожный транспорте новой техники и совершенствованием методов эксплуатации и ремонта железных дорог создаются укрупнённые железнодорожные поселки, которые застраиваются двух- и четырёхэтажными жилыми домами, зданиями культурно-бытового назначения. Территорию для железнодорожного поселка выбирают с учётом удобной связи его с местами работы жителей (подходы к пасс, или сортировочной станции, грузовому двору, локомотивным или вагонным депо), б генеральных планах железнодорожного поселка, разрабатываемых на расчётный срок 25—30 лет, предусматриваются резервы территории, обеспечивающие возможность дальнейшего развития посёлка. В проектах планировки и  стройки поселков для создания взаимоувязанной планировочной структуры обеспечивается разбивка территории с выделением функциональных зон: для размещения жилых и общественных зданий, зелёных насаждений общего пользования; производств. предприятий железнодорожного транспорта и др. отраслей; баз, складов, гаражей и т. п.; размещения транспортных устройств и сооружений (пасс, и грузовых станций, пристаней и др.). Жилая застройка «отделяется от железнодорожной линии санитарнозащитной зоной шир. 100 м с озеленением до 50% её ширины.