Главная >> Инфо >> Железнодорожные войска

Железнодорожные войска

Железнодорожные войска — формирования войск, предназначенные для восстановления, строительства, эксплуатации, заграждения и технического прикрытия железных дорог, используемых для обеспечения воинских перевозок. Железнодорожные войска организационно состоят из соединений и различных специализированным частей. В России железнодорожные войска появились в 19 в. В 1851 для охраны и эксплуатации Петербург-Московской железной дороги были сформированы 14 от- дельных военно-рабочих, одна телеграфная и две кондукторские роты, входившие в состав инж. войск. В 1858—63 для строительства железных дорог в мирное время созданы временные, а с 1864 пост, военно-рабочие бригады. С 1870 стали формировать военно-железнодорожные команды для подготовки в мирное время специалистов по эксплуатации и восстановлению железных дорог В дальнейшем было признано целесообразным перейти к созданию пост. ж.-д. частей. Первый ж.-д. батальон в рус. армии был организован в 1876, ещё два батальона — в 1877. В русско-турецкой войне 1877—78 Ж. в. получили первый значительный опыт в восстановлении, строительстве и эксплуатации железных дорог во фронтовых условиях. В 1880—88 при строительстве Закаспийской железной дороги в трудных условиях пустыни Ж. в. участвовали в прокладке пути и затем осуществляли эксплуатацию ж.д. от вост. побережья Каспийского моря до Самарканда (на длине ок. 1500 км). Развитие ж.-д. строительства в кон. 19 в. создало необходимые предпосылки для мобилизации и сосредоточения военных формирований на театрах военных действий. В разработанном в 1890 Положении о полевом управлении войсками уделялось большое внимание службе военных сообщений. В связи с возросшим значением Ж. в. перед русско-японской войной 1904—05 Ж.в. были переданы из Главного инж. управления в ведение Управления военных сообщений Главного штаба. Из ж.-д. батальонов были организованы ж.-д. бригады, а для подготовки кадров созданы спец. учебные заведения. Во время русско-японской войны на Ж. в. были возложены следующие обязанности; эксплуатация и заграждение железнодорожных участков, эвакуация раненых, больных и имущества, строительство военно-полевых железных дорог.
В ходе 1-й мировой войны значительно возросли роль и численность Ж. в. В тыловой полосе каждого фронта действовали по 2—3 ж.-д. бригады, которые выполняли работы по реконструкции, восстановлению и заграждению существующих железных дорог и строительству новых. В восстановит, работах впервые принимали участие военизир. организации — головные ремонтные поезда, сформированные МПС. Силами Ж. в. паровозы и вагоны переоборудовались в бронепоезда. К концу войны Ж. в. насчитывали 130 тыс. чел. Ж. в., как наиболее революционно настроенная часть армии, принимали активное участие в Октябрьской социалистич. революции, вместе с частями регулярной армии и флота, помогали военно-революц. комитетам Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов подавлять контрреволюц. силы на местах. В 1918 руководство Ж. в. было возложено на спец. управление (штаб), в задачи которого входило формирование отд. ж.-д. рот, переформированных в 1919 в дивизионы, объединённые в бригады. В штабах фронтов, армий, округов были созданы управления военных сообщений, а на железных дорогах—линейные органы: управления начальников передвижения войск и военные комендатуры. С мая 1920 до янв. 1942 управление (штаб) Ж. в. входило в Центральное управление военных сообщений на правах отдела. За период 1918—20 частями Ж. в. восстановлено 22 тыс. км путей, более 3 тыс. мостов общей протяжённостью 74 км, отремонтировано более 16,5 тыс. вагонов и выполнен большой объём работ по эксплуатации железных дорог при обеспечении воинских перевозок. В 1921 при реорганизации Ж. в. созданы полки, которые до 1926 участвовали в восстановлении и строительстве железных дорог В этот период и в последующие годы большое внимание уделялось подготовке командного состава Ж. в. Были созданы спец. курсы по подготовке младшего командного состава, инструкторские курсы красных командиров военных сообщений и Ж. в. в г. Торжке (1918), которые были реорганизованы в школу (1920), переведённую в Петроград (1922), где впоследствии на её базе в 1937 создано Училище военных сообщений, носящее с 1975 назв. Высшее военное училище железнодорожных войск и военных сообщений. Подготовка старшего командного состава Ж. в. осуществлялась в 1918 на дорожном отделении Военно-инж. академии (впоследствии факультет до 1925), с 1925 — на военном отделении Ленингр. ин-та инженеров путей сообщения, с 1932 — в Военно-транспортной академии, с 1956 — в Военной академии тыла и транспорта.
В связи с увеличением объёма ж.-д. строительства в 1932 в Ж. в. был сформирован Особый корпус Красной Армии, который по заданиям НКПС до 1941 выполнял работы, связанные с реконструкцией существующих и сооружением новых железных дорог В 1941 началась реорганизация Ж. в., под руководством Народного комиссариата обороны создавались части, специализировавшиеся по видам работ: путевые, мостовые, механизации, эксплуатационные и др. Из этих частей составлялись отд. ж.-д. бригады. Особое внимание уделялось технического оснащению и подготовке личного состава войск. В начале
большинство соединений и частей Ж. в. были направлены в зап. районы для реконструкции существующих и строительства новых железных дорог С начала Великой Отечественной войны на Ж. в. были возложены обязанности эвакуации подвижного состава, технического прикрытия железных дорог в прифронтовой полосе, строительство заграждений железнодорожных участков на оставляемой территории, участие в оборонит, боях. В ходе контрнаступления сов. войск под Москвой Ж. в. развернули работы по восстановлению железных дорог на освобождаемой территории. С янв. руководство восстановительными работами и строительством железных дорог было возложено на НКПС, в подчинение которому были переданы Ж. в. Централизация руководства позволила обеспечить наращивание темпов восстановления железных дорог и к концу войны увеличить их в 3—4 раза по сравнению с началом войны. Например, значительно сократилось время строительства мостов (при сооружении моста через Днепр у Киева дл. более 300 км ж.-д. части обеспечили темп 81,5 м в сутки, при возведении эстакады через Неву у Шлиссельбурга — 130 м в сутки). Это самые высокие темпы строительства, достигнутые за время 2-й мировой войны. В годы войны Ж. в. и спецформирования НКПС на территории нашей страны и ряда государств Зап. Европы и Азии восстановили и построили 120 тыс. км железнодорожных путей, более 1л тыс. железнодорожных мостов и труб общей протяжённостью св. 300 км, обезвредили и уничтожили 2 млн. мин и фугасных снарядов, более 60 тыс. невзорвавшихся бомб. По восстановленным и прикрываемым железные дороги на фронты было доставлено более 443 тыс. оперативных и снабженческих поездов (ок. 20 млн. вагонов), выполнено более 95% всех перевозок из глубины страны до тыловой границы фронтов. Ж. в. внесли достойный вклад в достижение победы над фашистской Германией и Японией.
За заслуги перед Родиной 18 соединений и частей Ж. в. награждены орденами, 28-я ж.-д. бригада преобразована в 1-ю гвардейскую (командир Н. В. Борисов), ряд соединений и частей получили почётные наименования. Ок. 40 тыс. военных железнодорожников были награждены орденами и медалями, 27 присвоено звание Героя Соц. Труда, одному — звание Героя Сов. Союза.
В послевоенные годы Ж. в. вели восстановление разрушенных железных дорог, строительство капитальных внеклассных железнодорожных мостов через Днепр у гг. Черкассы, Неданчичи, Херсон; через Иртыш у Зыряновска; через Десну у Брянска; через реки Чусовую и Сылву и др. Ж. в. проложили новые железнодорожной линии: Кизел — Пермь; Ивдель — Обь; Усть-Каменогорск — Зы- ряновск; Суоярвн — Лендеры; Улан-Батор — Дзамын-Удэ; Курган—- Пески- Целинные; Решёты — Арамиль; Тюмень — Сургут — Уренгой; АОакан — Тайшет и др. В период 1945—83 Ж. в. проложили ок. 32 тыс. км железнодорожных путей различных назначения, возвели более 16 тыс. искусств, сооружений, электрифицировали 4,3 тыс. км ж.-д. магистралей. С 1974 Ж. в. участвовали в строительстве восточной части Байкало-Амурской магистрали. Большие объёмы работ, суровые климатич. условия, сжатые сроки строительства потребовали осуществления комплекса мероприятий по повышению технического оснащения Ж. в. и освоения новых машин воинами-железнодорожниками, внедрения прогрессивных технологических процессов, применения новых материалов и конструкций. В распоряжении Ж. в. имеются высокопроизводит. комплексы машин и инструментов, совершенные конструкции и приспособления для восстановления и строительства железных дорог В комплексы входят: путеукладчики и др. путевые машины, сваебойное и буровзрывное оборудование, мостовые краны, сборно-разборные пролётные строения и опоры, инвентарные сборно-разборные эстакады, специализированным имущество наплавных мостов и др. Организационно-штатная структура соединений и частей Ж. в. совершенствуется с учётом возможных объёмов работ в условий их выполнения.
Во главе Ж. в. стояли видные военные деятели: И. И. Фёдоров (1918—19), Е. Ф. Домнин (1919—20), Н. А. Просвиров (1942—45), П. А. Кабанов (1945— 68), А. М. Крюков (1968—83), М. К. Макариев (1983—90), с 1991 — Г. И. Коготько.
В вооруженные силы других государств также входят Ж. в., которые имеют различных наименование и подчинение.

 
« Железнодорожное строительство   Железнодорожные здания »
железные дороги