Главная >> Инфо >> Железнодорожное образование

Железнодорожное образование

Железнодорожное образование — система подготовки инженеров, экономистов, техников, квалифицированных рабочих, а также научно-педагогич. кадров для работы на железнодорожный транспорте. Начало Ж. о. в России положено открытием в 1809 в Петербурге Института Корпуса водяных и сухопутных сообщений (с 1810 Институт Корпуса инженеров путей сообщения, с 1993— Петерб. гос. университет путей сообщения). Выпускники института после окончания обучения получали воинское звание поручика и направлялись на работу в Корпус инженеров путей сообщения. В 1896 было открыто Моск. инж. училище путей сообщения (с 1993 Моск. гос. университет путей сообщения). До 1917 эти вузы подготовили 7,1 тыс. инженеров. В 1820 при Петерб. институте путей сообщения была образована Военно-строит. школа путей сообщения — ср. учебное заведение для подготовки техников строительного профиля. После окончания им присваивалось звание прапорщика. В 1869 в г. Ельце было открыто первое технического ж.-д. училище с трёхлетним сроком обучения и двухлетней практикой после окончания теоретич. курса. Окончившим присваивалось звание техника II разряда. В 1914 на железнодорожный транспорте имелось 42 технического училища с 4105 учащимися. В 1917 эти училища были преобразованы в техникумы железнодорожного транспорта.
В 1991 в СССР работало 15 ж.-д. вузов с филиалами и учебно-консультац. пунктами, 92 техникума, 190 профессионально-технического училищ (ПТУ), 90 технического школ (техшкол) и действовала курсовая сеть на предприятиях.
Подготовка кадров в учебных заведениях МПС в 1990/91 учебном году осуществлялась в вузах по 26 специальностям: строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство; мосты и транспортные тоннели; вагоны; локомотивы; электроснабжение; автоматика, телемеханика и связь; организация перевозок и управление; экономика и управление; бухгалтерский учёт, контроль и анализ хоз. деятельности; вычислит, машины, комплексы, системы и сети; робототехнического системы и комплексы, системы автоматизированным проектирования; в техникумах по 19 специальностям (в т. ч. технического обслуживание и ремонт железнодорожного пути; строительство мостов и др. искусств, сооружении; технического обслуживание и ремонт подвижного состава железных дорог; электроснабжение; электросвязь на транспорте; организация перевозок и управление движением; экономика и планирование; бухгалтерский учёт, контроль и анализ хоз. деятельности; технического обслуживание и ремонт электронно-вычислит. техники; технического обслуживание станков с программным управлением и робототехнического комплексов); в ПТУ и техшколах по 300 специальностям: машинист и помощник машиниста тепловоза, электровоза, электро- и дизель-поезда; дежурный по станции; составитель поездов; проводник вагонов; билетный и багажный кассиры; дефектоскопист; электромонтёр СЦБ и связи, контактной сети. Подготовка кадров для подразделений рабочего снабжения, обществ, питания и учреждений здравоохранения железнодорожного транспорта осуществляется в отраслевых учебных заведениях: учебно-курсовых комбинатах в Москве и Омске и в 20 медицинских училищах.
Срок обучения при дневной форме в вузах 5 лет, в техникумах на базе 8 классов 3 года 6 мес или 3 года 10 мес (в зависимости от получаемой специальности), на базе 10 классов — 2 года в мес или 2 года 10 мес; в ПТУ — от 8 мес до 3 лет (в зависимости от полученного ранее образования), в техшколах — от 1 мес (проводники вагонов внутреннего сообщения) до 10 мес (электромеханики). Срок подготовки машинистов локомотивов 6 мес, их помощников — 3 мес. К 1992 ж.-д. вузы подготовили 525 тыс. специалистов, в т. ч. 348 тыс. чел. по дневной форме обучения, железнодорожную техникумы — 873,5 тыс. специалистов, в т. ч. 585,4 тыс. чел. по дневной форме обучения.
Подготовка научно-педагогич. кадров (канд. и д-ров наук) по ж.-д. специальностям осуществляется через аспирантуру и докторантуру вузов. Аспирантура имеется во всех ж.-д. вузах. Докторантуру имеют Моск., Петерб., Омский институты и НИИ ж.-д. транспорта. Срок обучения в аспирантуре 3 года при очной подготовке и 4 года при заочной, в докторантуре — 3 года.
В ж.-д. уч. заведениях работали известные учёные Д. И. Менделеев, М. В. Остроградский, П. П. Мельников, Н. А. Белелюбский, Я. Н. Гордеенко, Е. О. Патон, Г. О. Графтио, В. Н. Образцов, Г. П. Передерий, С. Д. Карейша, Я. М. Гаккель и мн. др.
Ж. о. включает также систему повышения квалификации и переподготовки кадров. Повышение квалификации руководящих работников и специалистов ж.-д. профиля осуществляется в Институте повышения квалификации руководящих работников и специалистов железнодорожного транспорта и трёх его филиалах (в Ростове-на-Дону,, Актюбинске и Чите), а также в сети курсов и на факультетах повышения квалификации (в Моск. университете, Харьковском, Днепропетровском, Омском, Новосибирском, Белорусском, Хабаровском, Ташкентском, Уральском институтах). Повышение квалификации вузовских преподавательских кадров спец. дисциплин ведётся на факультетах повышения квалификации в Моск. университете, преподавателей техникумов — в Петерб. университете. Переподготовка специалистов для железнодорожного транспорта по новым, перспективным направлениям науки, техники и технологии проводится на спец. факультетах «Повышение надёжности и износостойкости машин» (Моск. университет), «Неразрушающие физические методы контроля» (Петерб. университет), «Микропроцессорная техника» (Ростовский институт). Повышение квалификации, обучение вторым и смежным профессиям, переподготовка кадров массовых профессий осуществляются через курсовую систему предприятий в техшколах, ПТУ и техникумах. См. также статьи Высшее образование, Среднее специальное образование, Профессионально-технические железнодорожные училища.

 
« Железнодорожная линия   Железнодорожное строительство »
железные дороги