Здравоохранение на железнодорожном транспорте — комплекс государственных, социальных, экономических, медицинских и др. мероприятий для обеспечения условий высокопроизводительного труда железнодорожников. Специфика железнодорожного транспорта, сложность и многообразие решаемых им задач предъявляют высокие требования к состоянию здоровья его тружеников.
Медицинское обеспечение на железнодорожный транспорте зародилось в 19 в. Для работы на железных дорогах отбирались выносливые и физически здоровые люди. Ж.-д. медицинская служба вела лечебно-профилактическую работу, которая заключалась в оказании первой медицинской помощи; санитарно- гигиеническую и противоэпидемическую работу. В 1913 на железных дорогах России работало 580 врачебных амбулаторий, около 2000 фельдшерских и акушерских пунктов, 143 больницы на 5729 мест. В стационарах на 2—3 места обычно работали фельдшеры. При сравнительной бедности материально- технического и кадровой базы 3. железнодорожный транспорт России имел мощную медико-санитарную организацию, которая уступала, может быть, только военному ведомству.
В нояб. 1917 медицинский отдел Военно-революц. комитета учредил врачебную коллегию НКПС, перед которой была поставлена задача обеспечить необходимый уровень медико-санитарного обслуживания на железных дорогах 24 янв. 1918 эта коллегия вошла в состав Совета врачебных коллегий при Совнаркоме РСФСР. В июле 1918 в Народном Комиссариате 3. РСФСР был создан медико-санитарный отдел путей сообщения, который включился в организацию борьбы с эпидемиями инфекционных заболеваний. Созданными на транспорте изоляционно-пропускными пунктами с дезотрядами в течение 1920 прошли санитарную обработку св. 0,5 млн. пассажиров, госпитализировано около 67 тыс. чел., заболевших в пути.
К началу 30-х гг. для обслуживания железнодорожников и пассажиров в пути было привлечено 4020 участковых и 619 зубных врачей, которые работали на 773 врачебных участках в 772 врачебных амбулаториях, здравпунктах и 80 женских и детских консультациях. Санитарная служба была представлена 195 районными санитарными врачами, действовало 118 дезотрядов и 45 санитарно-гигиенических отрядов.
В 1931 было создано врачебно-санитарное управление НКПС СССР, переименованное впоследствии в Главное врачебно-санитарное управление (Главсанупр). За предвоенный период врачебно-санитарная служба обеспечила улучшение качества работы медицинских учреждений, развитие специализированным медицинской помощи, что дало снижение заболеваемости с временной утратой трудоспособности. В здравоохранении работали квалифицированные кадры, обеспечившие напряжённый ритм работы железных дорог в годы Великой Отечественной войны, противоэпидемическую защиту, предотвратившую возникновение эпидемий как на железных дорогах, так и в целом по стране.
В 40—50-е гг. шло дальнейшее совершенствование медико-санитарного обслуживания железнодорожников и членов их семей, улучшилась материально-техническая  база амбулаторно-поликлинических учреждений и стационаров; созданы крупные клинические больницы со специализированным отделениями, увеличился общий коечный фонд, который к кон. 80-х гг. составил 120 тыс. коек в 670 ведомств, больницах; около 20% этого фонда приходится на клинические больницы — центральные, дорожные. Высококвалифицированная помощь оказывали дорожные больницы (около 17% всего фонда больниц МПС). Как правило, дорожные больницы имели по 500—700 мест, специализированным отделения, современные диагностическую и лечебную аппаратуру, являлись лечебно-диагностические, и.-и., организационно-методическими и учебными базами врачебно-санитарных служб ж.д.
Главсанупру в 1991 подчинялись шесть центральных клинических больниц (ЦКБ) в Москве, по одной в Харькове и Львове (на 500—930 мест каждая), которые, являясь лечебно-диагностическими и науч. центрами, сотрудничали с ведущими вузами и НИИ медицинского профиля страны. Специализир. медицинскую помощь железнодорожникам и членам их семей оказывали объединённые вместе с поликлиниками отделения и узловые больницы на 120—300 мест каждая. В узловых больницах находилось около 30% всех коечных мест.
Наряду с клиническим обслуживанием развивается амбулаторно-клиническая помощь на основе участково-производственного (цехового) принципа с организацией здравпунктов на предприятиях железнодорожного транспорта, созданием специализированным кабинетов (отделений) для оказания врачебной помощи железнодорожникам всеми основные амбулаторно-поликлиническими специалистами в центральных, дорожных, отделенческих больницах.
В 1991 в системе здравоохранения на железнодорожном транспорте на отечественных железных дорог работало св. 1300 амбулаторно-поликлинических учреждений, которые обслуживали более 200 тыс. пациентов в смену. Санитарно-противоэпидемическая работа проводилась 360 санитарно-эпидемиологическими станциями. Приём вели более 48 тыс. врачей и участвовали в обслуживании почти 120 тыс. медработников.
Для обеспечения высокой эффективности работы всех лечебно-профилактических учреждений железнодорожного транспорта повышается самостоятельность коллективов, расширяются права хозяйственно-финансовой деятельности.