Вписывание экипажа в кривые — движение экипажа по кривой с указанием положения колёсных пар или тележек (т. е. группы колёсных пар, заключённых в одной жёсткой раме) в колее кривой. Различают свободное и стеснённое вписывание. При свободном вписывании передняя колёсная пара экипажа (или тележки) движется с прижатием гребня наружного колеса первой оси к наружной рельсовой нити, которая и направляет его, т. е. непрерывно поворачивает относительно вертик. оси, а задняя колёсная пара движется в колее свободно, т. е. гребнями колёс не прижимается ни к наружным, ни к внутренним рельсовым нитям. При стеснённом вписывании задняя колёсная пара при движении может быть прижата к наружной рельсовой нити (хордовая установка) или к внутреннего нити (перекосная установка).
Из-за непрерывного поворота экипажа возникает центробежная сила Ц, которая стремится прижать его к наружной рельсовой нити. Поскольку колёсная пара жёстко устанавливается в раме тележки или в раме экипажа (когда экипаж не имеет тележек), то при повороте в точках опирания колёс на рельсы возникают силы трения, которые создают сопротивление параллельному перемещению экипажа в колее кривой относу, а следовательно, повороту экипажа относительно вертик. оси. Поскольку колёсная пара первой оси набегает на наружную рельсовую лить, то между колесом и рельсом возникает направляющая сила Уtrp, в точке скольжения бандажа поперёк рельса — сила трения Hump и сила, действующая вдоль рельса, Vi„ap (см. рис.).
Вписывание экипажа в кривые
Самым распространённым является случай, когда вторая ось не набегает ни яа наружную, ни на внутреннюю рельсовую нить. При движении второй оси реализуются наружные и внутренние силы трения скольжения Нгвар и HjBH, Vamp и Угии. Здесь рассмотрено вписывание (движение по кривой) наиболее простого 2-осного экипажа. Для расчёта вписывания современные экипажей разработаны различных методы, в т. ч. метод вписывания обобщённого экипажа (с любыми связями тележек с кузовом, тележек между собой) при любом числе осей в тележке в кривую заданного радиуса при любом возвышении наружного рельса, а также расчёты по вписыванию ж.-д. экипажей в расстроенные в плане кривые с использованием ЭВМ.