Главная >> Инфо >> Вокзал

Вокзал

Вокзал (от англ. Vauxhall — название парка с концертным залом для увеселительной эстрадной программы, находившегося в 17 в. в пригороде Лондона и принадлежавшего Джейн Воке; в рус. языке впервые это слово было отнесено к станционному зданию в г. Павловске).
Современный вокзал — здание или комплекс зданий, сооружений и устройств, предназначаются для обслуживания пассажиров, управления движением транспорта и размещения персонала. В. как здания для пассажиров появились на первых железных дорогах: и Великобритании на линии Стоктон — Карлингтон в 1825  в России — на Царскосельской железной дороге. На рубеже 19 и 20 вв. здания вокзалов стали неотъемлемой   частью крупных городов, а часто и нх достопримечательностью. К таким вокзалам, напр., относятся Павловский вокзал на первой в России ж. д. и Витебский В. в С.-Петербурге, построенные в Москве Рижский (Виндавский), Казанский (Рязанский) и др. История строившихся одновременно с прокладкой железных дорог Павловского и Витебского вокзала, впоследствии не раз подвергавшихся переделке, даёт возможность проследить, как постепенно простое станционное здание становилось всё более значимым в гор. застройке. Деревянный одноэтажный Витебский вокзал был построен в 1849—52 к окончанию прокладки железных дорог между Москвой и С.-Петербургом. Позднее по проекту арх. К. А. Тона возведено двухэтажное кам. здание дл. 42 м; в нач. 70-х гг. при перестройке на фасаде появилась надпись: «Царскосельская железная дорого». В 1882 на парапете вместо надписи были установлены часы. Последняя реконструкция по проекту арх. С. А. Бржозовского и С. И. Минаша закончена в 1904. Здание имеет оригинальную асимметричную композицию, украшено куполом и часовой башней. Стены одного из залов расписаны картинами из истории строительства Царскосельской железной дороги
Строительство железнодорожных зданий составляет своеобразную страницу в истории архитектуры. Первоначально архитектура В. испытывала влияние традиционных обществ, зданий. С кон. 19 в. в России и за рубежом велись поиски функционально обоснованных типов зданий ж.-д. В. В этом отношении примером могут служить здания В., построенных по проекту Тона в Москве и С.-Петербурге — конечных пунктах Петербург-Московской железной дороги, а также Рижский В. в Москве. В 60-е гг. 19 в. и позже здания В. на небольших станциях часто строились деревянными. Обилие резных деталей делало их очень нарядными. Такие строения украсили ж. д. между С.-Петербургом и Москвой. Проект главного вокзального здания в г. Иваново-Вознесенске представлял немалую художеств, и арх. ценность и был использован с небольшими изменениями в неск. городах этого края. В крупных городах строились краснокирпичные здания В. и др. ж.-д. объектов. Таким до реконструкции был в Москве Смоленский (Белорусский) В., возведённый в 1870. В кон. 19 — нач. 20 вв. здания В., построенные в стиле модерн, становятся важными элементами гор. архитектуры, часто формируют облик площадей. Яркими примерами таких строений служат сохранившиеся здания Малой моек, окружной дороги, на которой в 1903—08 было построено 15 станций с прилегающими к ним многочисл. сооружениями. На станциях Петровско-Разумовское, Лихоборы и др. эти сооружения сохранились (1992). Неповторимым арх. ансамблем в Москве является площадь трёх вокзалов, на которой разместились В. трёх главных направлений — на север, восток и юго-восток страны. Вслед за Николаевским (Петербургским) В., построенным в 1849, на площади в 1862 появилось небольшое здание Ярославского В., который был перестроен в нач. 20 в. по проекту арх. Ф. О. Щехтеля. В 1864 было завершено строительство Рязанского (Казанского) В., реконструкция которого по проекту арх. А.           В. Щусева завершилась в 1940. В оформлении фасада и внутреннего залов вокзала участвовали Н. К. Рерих, Е. Е. Лансере, Б. М. Кустодиев. В 1987—90 В. реконструирован с целью обновления облика, расширения помещений для пассажиров, улучшения их обслуживания, оборудования современные технических средствами.
Мн. замечательные в архитектурном отношении В. были разрушены в годы Великой Отечеств, войны и восстановлены в прежнем виде либо созданы заново. К ним относятся вокзалы  в Одессе, Киеве, Харькове, Бресте, Минске и др. городах. Примером единого арх. решения вокзальных зданий служат станции Байкало- Амурской магистрали, которые строились и отделывались бригадами строителей в национальном стиле. Мозаичные панно на станции Солони выполнены мастерами из Таджикистана, чеканкой грузинских художников украшена ст. Ния, здание В. в Ургале отделано украинскими орнаментами.
В. размещают на всех раздельных пунктах, где происходят посадка и высадка пассажиров. По преобладающему потоку пассажиров различают В. для пассажиров дальнего и местного сообщений, для пригородных пассажиров, смешанные; большинство В. обслуживаю® пассажиров всех категорий. По расположению на магистрали В. могут быть узловыми, транзитными, промежуточными и конечными. В зависимости от взаимного расположения пасс, здания и перронных путей (в плане) вокзалы бывают следующих типов: боковые, островные, тупиковые, комбинированные.
Пасс, и служебные помещения расположены так, чтобы обеспечивать наибольшие удобства для персонала и обслуживание пассажиров в кратчайший срок. По числу принимаемых пассажиров различают В. с расчётной единоврем. вместимостью до 200 пассажиров (малые); до 700 пассажиров (средние); от 701 до 1500 пассажиров (большие) и более 1500 (крупные).
В состав вокзального комплекса входят привокзальная площадь, пасс, здание, посадочные платформы, тоннели и переходные мостики через железнодорожного пути и др. коммуникации, различных малые арх. формы для отдыха пассажиров и занятий детей и др. Для обеспечения единой: архитектурно-планировочной композиции комплексной застройки ж.-д. линии В. проектируют с учётом планировочной структуры населённого пункта и железнодорожной станции, а также архитектуры зданий и сооружений привокзальной площади. Привокзальные площади застраивают преим. адм. зданиями, обслуживающими транспорт, зданиями торгового назначения, там же размещают дома связи.
Пасс, здания В. проектируют в едином комплексе с платформами, тоннелями, пешеходными мостами, а также- элементами благоустройства и озеленения пристанц. территории и привокзальной площади. В пасс, здании размещают следующие помещения: пассажирские, служебные, вспомогательные и технические. К основные пасс, помещениям относятся оп рац. и распределит, залы, кассовые залы, залы ожидания, комнаты матери и ребёнка, помещения для отдыха пассажиров, торговые залы буфетов, кафе, ресторанов, багажные помещения, санитарные узлы. Операц. залы предназначены для обслуживания в основные пассажиров отправления, а распределительные — для распределения потоков пассажиров и накапливания их перед посадкой. Вокзальное х-во располагает различных механизмами и автоматическими устройствами для обслуживания пассажиров (например, автоматическими камеры хранения багажа, билетные автоматы).
Здания вокзалов в ряде случаев устраивают блокированными, т. е. пасс, и отдельные из вспомогательные зданий объединяют со служебными зданиями, откуда ведётся управление эксплуатационных работой станции, в т. ч. с постами электрическое централизации, зданиями связи, товарными конторами. Иногда допускается блокировка В. со зданиями общего назначения — почтамтами, магазинами, пунктами проката, переговорными пунктами, гостиницами, ресторанами и т. п.
При проектировании В. предусматривают удобные, кратчайшие, без пересечений и встречного движения пути следования для основные потоков пассажиров, исключают излишние подъёмы и спуски, а также пересечения пристанционных  путей потоками пассажиров в одном уровне. Шумные операц. помещения (кассы, справочные бюро, вестибюли, камеры хранения и т. п.) отделяют по возможности от помещений зоны ожидания (залов ожидания, комнат отдыха, ресторанов и т. п.).
Как правило, В.строят по индивидуальным проектам, малые В.— по типовым проектам. Конструктивные решения пасс, зданий основные на применении каркасной схемы и несущих продольных и поперечных стен. В качестве перекрытий и покрытий используют сборные многопустотные ж.-б. плиты, большепролётные балочные покрытия, оболочки, своды. В сев. климатич. зоне предпочтительны простые формы в плане и по высоте, компактная площадь застройки; использование свайных фундаментов. Применяются типовые сборные конструкции и изделия.

 
« Воздушные компрессоры   Вписывание экипажа в кривые »
железные дороги