Военно-полeвые железные дороги — сооружаются во время войны для воинских перевозок. В России первые военно-полeвые железные дороги на конной тяге были построены в 1904—05 во время русско-японской войны. По дорогам общей протяжённостью 580 км было перевезено 60 тыс. т грузов, ок. 100 тыс. раненых и пассажиров. В 1-ю мировую войну в России действовало 6 тыс. км дорог на конной и паровой тяге. Недостатком их была низкая провозная способность. В годы Великой Отечеств, войны было восстановлено и построено св. 2,7 тыс. км В.-п. ж. д. на паровой, тепловозной и электрическое тяге. В.-п. ж. д. обычно связаны с магистральной железной дороги или пристанью, реже — изолированы. В зависимости от габаритов верхнего строения пути В.-п. ж. д. могут быть узкоколейными, стандартными и широкими (ширина рельсовой колеи соответственно 600, 750 и 1000 мм). Строят и постоянные В.-п. ж. д. с рельсовой колеёй стандартной конструкции и переносные, состоящие из отд. звеньев с металлической шпалами, что облегчает их разборку и укладку на новом месте. В.-п. ж. д. обычно сооружаются в районах со слабо развитой сетью дорог при подготовке наступат. операций, а также в условиях длительной обороны.