Водоснабжение на железных дорогах — обеспечение водой различных потребителей (пассажиров, рабочих и служащих, населения пристанционных посёлков), а также для обмывки и промывки подвижного состава, технологических потребностей предприятий, заправки пасс, вагонов, пожаротушения.
водоснабжение на железных дорогах может осуществляться из поверхностных (реки, озёра, водохранилища) и подземных источников. При заборе воды из поверхностного источника (см. рис.) вода поступает из водоприёмника по самотёчному трубопроводу в береговой колодец, откуда насосами подаётся на станцию обработки. Здесь вода очищается от содержащихся в ней взвешенных частиц в отстойниках и фильтрах или осветлителях, а также дезинфицируется путём добавления в неё хлора, хлорной извести или озона. При очистке от взвешенных частиц в воду обычно добавляют растворы хим. веществ (коагулянтов), ускоряющих очистку. В случае необходимости производятся также обезжелезивание воды, удаление газов, солей кальция и магния (умягчение), стабилизация, обессоливание, опреснение, удаление или добавление фтора. Обработанная вода поступает по трубам в резервуары чистой воды, откуда по мере необходимости подаётся насосами второго подъёма по напорным трубопроводам (водоводам) в водонапорную башню и в разводящую сеть. В некоторых случаях для запасов воды используют резервуары, которые располагают в грунте на возвышенных местах, или герметичные пневматические установки с повыш. давлением воздуха над поверхностью воды. По разводящей сети —  трубам, проложенным на территории железнодорожной станции и пристанционного посёлка, вода поступает к местам потребления (например, в здания, депо, к устройствам для заправки водой вагонов пасс, поездов, пожарным гидрантам.
Для получения воды из подземных источников обычно используют скважины. Вертикальные скважные насосы поднимают воду в сборный резервуар, откуда насосы подают её в водонапорную башню и разводящую сеть. Подъём воды из скважин может осуществляться также эрлифтами с использованием сжатого воздуха.